Россия создаст собственный тяжелый беспилотник
На модерации
Отложенный
Корпорации «Сухой» и «МиГ» будут разрабатывать собственные тяжелые беспилотники. Предыдущие попытки создать отечественные аппараты для воздушной разведки были не всегда удачными.
О том, что Россия отстает в средствах разведки, в том числе в беспилотных летательных аппаратах, стало понятно после конфликта в Южной Остетии в 2008 году. После окончания боевых действий в российской армии провели ревизию: что стоит на вооружении, что есть у промышленности, но не закуплено, а что существует пока только в проекте. Выяснилось, что у России до сих пор стоит на вооружении более сотни разработанных в 1980-х годах в КБ Туполева беспилотников (или, как их еще называют, дронов) «Стриж», «Рейс» и «Рейс-Д». Предложенная туполевцами программа реанимации вряд ли могла кардинально повысить их возможности. Ведь разрабатывавшийся с 1982 года оперативно-тактический ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Ту-300 «Коршун» и его разведывательный вариант «Филин», активно продвигавшийся на Мосаэрошоу-93, за эти годы устарели морально и физически. Как водится, оценив зарубежные достижения, мы бросились догонять.
На первый взгляд задача казалась несложной — определить требования к БПЛА и заказать разработку промышленности или выбрать из уже имеющегося. В частности, в начале 1990-х конструкторское бюро Яковлева разработало «Пчелу-1Т» для тактического звена.
С этим аппаратом поначалу не заладилось: от тряски поршневого движка 130-килограммовый самолетик бросало так, что на картинке ничего нельзя было разобрать. Но на вооружение комплекс все-таки приняли. Одновременно стало понятно, что нужно не просто изображение цели на картинке, а ее координаты. Конструкторы пришли к неожиданному выводу, что на борту должен быть модуль GPS/ГЛОНАСС.
Вслед за «Пчелой» на вооружение был принят беспилотник «Типчак», разработанный рыбинским КБ «Луч». У этого аппарата был втрое меньше вес, но больше возможностей.
Вскоре случился бум на беспилотники. Как говорят эксперты, их стали делать все кому не лень. Минобороны выделило на разработки 5 млрд рублей. В 2009 году все представленные промышленностью беспилотники испытали, но результаты военных не удовлетворили. «Ни один из них не выдержал программу испытаний», — заявил замминистра обороны РФ генерал-полковник Владимир Поповкин. И «Оборонпром» создал с Israel Aerospace Industries (IAI), лидером в этой области, совместное предприятие по производству дронов в надежде получить технологии. Сделка оценивалась в 400 млн долларов, но дело того стоило, хотя, как показали испытания, «южане» плохо переносят наш климат. Но дело не только в этом.
Все стратегически важные для Израиля регионы — рядом, и, обладая одной-двумя стационарными базами дронов, ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) может наблюдать за всей территорией. У них нет необходимости переезжать с места на место. Геополитическое положение России, с ее протяженными границами и интересами как на юге, так и на востоке и западе, не позволяло в полной мере использовать израильские разработки. Кроме того, из-за разницы в климате необходимо учитывать транспортировку аппаратов, что делает их заметно тяжелее. Одновременно возникает нужда в ИСЗ-ретрансляторах, поскольку радиус действия дрона определяется не дальностью полета, а возможностями передатчика и радиолинии. Они, в свою очередь, зависят от потока информации, а он огромен: дрон сам цели не распознает, это задача оператора.
Тем не менее сотрудничество позволило формировать обоснованные техзадания — это задача не одного года — и требования к тендерам на разработку дронов отечественными компаниями. Тендер на разработку двух БПЛА среднего класса (массой до 1 т и массой до 5 т) выиграли казанский «Сокол» и питерский «Транзас».
Определенную уверенность в успехе придает то, что «Транзас» в одиночку сделал «Дозор-600», по характеристикам не отличающийся от американского Predator. Испытания нового беспилотника назначены на 2014 год.
Беспилотный летательный аппарат «Луч». Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости
Тяжелый БПЛА (массой от 10 до 20 т) будет делать компания «Сухой» в содружестве с «МиГом», который имеет определенный опыт: там с использованием стелс-технологий разработан «Скат» с боевой нагрузкой в 2 т. Характеристики аппарата не разглашаются, но можно предположить, что боевая нагрузка самолета составляет 10-15%, а сам он будет иметь турбореактивный двигатель. Значит, дальность будет около 4 тыс. км при высоте полета до 15 км.
В категории малых БПЛА Россия уже имеет «Орлан-10». Аппарат весом 14 т, держится в воздухе 16 часов и может, пролетев 600 км, вернуться домой с результатами видео- и фотосъемки. Проверен в ходе учений «Кавказ-2012» в интересах сухопутных войск и ВДВ.
Высокоточным оружие делают средства разведки. Любая ракета запускается только на основе разведданных, при этом данные с беспилотников должны соотноситься с данными, полученными из других источников. Следовательно, нужна единая система. Она уже создается — это единая система управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-2М» стоимостью более 10 млрд рублей. Она позволяет увеличить возможности мотострелковой бригады почти вчетверо. Именно в ней объединяются данные от дронов, комплексов разведки «Стрелец» и других источников.
Разработка подобных комплексов неизбежно ставит вопрос о передаче данных. Коротковолновый диапазон отпадает сразу. На УКВ нельзя реализовать высокоскоростные протоколы: 480 Кбит/сек — предел. Решить этот вопрос может гигагерцевый диапазон со скоростью передачи данных более 10 Мбит/с, но это потребует организации переприема с шагом 15-20 км. К тому же поднятая антенная мачта делает ее легкой мишенью для противника. От безысходности конструкторы уже задумывались об аэростате с антенной.
Оригинальное решение представил на выставке Interpolitex-2012 омский радиозавод им. Попова — активный ретранслятор на базе беспилотника конвертопланного типа «Тайфун-5». Если испытания подтвердят заявленные характеристики, аппарат сразу решит многие проблемы разведки.
Во всей истории с БЛА, почему военные не торопятся, вижу две причины:
1. Каналы связи и управления.
На данном этапе наши средства связи не в состоянии обеспечить необходимый объем передоваемых данных с(на) БЛА.
А в случае боевых действий, когда часть средств связи будет выведена из строя, тем более не обеспечат их полноценное использование.
2. Навигация.
Надежды на ГЛОНАС очень маленькая, на GPS тем более (в случае серьезной заворушки). Навигация другими способоми не совершенна.
Пока данные проблемы не будут решены, наши военные правильно делают, что не спешат, но базу потихоньку подводят.
Россия, в гонке вооружений, практически всегда была догоняющей стороной также как и в случае с БПЛА. Происходит это, по моему мнению, потому, что ее политика в сфере военного строительства соответствует принципу ответа на угрозу, в отличии например от США, которые активно используют угрозу, как инструмент политики, призванной обеспечить приоритет национальных интересов США во всем мире и маскируя такую политику с помощью демагогических деклараций типа защиты демократии, прав человека, либеральных ценностей и т.п. в других странах.
Комментарии
Воровать не надо,и специалистов ставить на посты,глядишь и догонять не придется))
Обыски,чиновница из МО, бриллианты,миллиарды))))
Ругательств не было,не надо врать, обыкновенная констатация факта,известного всем и давно.
Чтобы слышать интересное,надо самому этим интересным делиться а не тупо троллить)
Извините, в вас я не вижу собеседника,с которым можно что то обсуждать)
На всех МИГах, МИ, АН, и ЯК - израильская авионика,
а с беспилотниками мы, тем более, всегда России с радостью поможем.
Мы знаем что Россия применяет их всё равно только против исламистов-экстримистов разных мастей,
и мы - тоже. Так, что тут наши цели совпадают.
что на сегодня боеспособность российских ВВС напрямую зависит от решений Израиля.
Многим здесь (просто и справедливо) за разворованную Родину обидно,
а иные просто евреев не любят.
За какие заслуги?
Но мы России всегда помогали и будем помогать.
А те, кто нас по животному ненавидит - Господь им судья.
(но это была минутная слабость).
:))))))))