Сланцевый газ душит Россию?

Почти три года назад "Росбалт" стал одним из первых российских медиа, предупреждавших о возможных негативных последствиях американской сланцевой революции для России. Вопреки официальной позиции, которая сводилась к тому, что сланцы — это новый миф, пузырь, который, скорее всего, скоро лопнет.

Напомним, позицию властей в апреле 2010 года сформулировал экс-министр энергетики Сергей Шматко. Он сообщил, что "сланцевый прорыв" в США не сможет повлиять на мировой энергобаланс, и назвал дискуссию вокруг роста производства этого вида топлива "ненужным ажиотажем". В этом же году глава "Роснефти" Игорь Сечин, занимавший на тот момент должность вице-премьера, также попытался охладить сланцевую эйфорию. На Петербургском экономическом форуме он поставил вопрос об издержках добычи сланцевого газа. "Не проведены исследования влияния добычи энергии из сланца на окружающую среду", — отметил Сечин. При этом он вспомнил, что похожая ситуация была и с атомной энергетикой: в начале ее развития никто не считал расходов на утилизацию ядерного топлива, а потому атомная энергия ошибочно считалась очень дешевой. Кстати, высокий интерес к проблематике тогда проявил Дмитрий Медведев, внимательно выслушавший ряд выступлений на форуме.

Наиболее критично к перспективам сланцевого газа относится "Газпром", которому, конечно же, лишние конкуренты не нужны. "Наши традиционные резервы в десять раз более эффективны, чем разработка резервов сланцевого газа", — заявил в одном из интервью зампред правления "Газпрома" Александр Медведев. В России добыча сланцевого газа откладывается в долгий ящик, но, может быть, лет через 50-70 мы снова к этому вернемся, добавил он тогда.

К числу скептиков можно отнести и президента Российского газового общества Валерия Язева. Уже в 2012 году он заявил, что сланцевый газ никогда полностью не заменит трубопроводный на европейском рынке, поскольку хотя его траспортировка и дешевле, но добыча никогда не будет дешевле традиционной. Согласно прогнозам президента РГО, к 2030 году при максимальном использовании возможностей сланцевого газа его доля составит не более 8% в балансе ЕС.

А вот председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник с такими прогнозами был несогласен. Еще в конце 2010 года он предупредил, что сланцевый газ вполне может составить конкуренцию российскому природному газу — в определенных случаях и регионах.

Сейчас уже трудно отрицать, что развитие сланцевых технологий серьезно повлияло на энергетический рынок. Цены на нефть еще не добрались до $150 за баррель (именно при такой планке становится перспективным развитие альтернативной энергетики), но себестоимость сланцев уже вполне устраивает инвесторов. Тем более, что помимо газа на месторождениях обнаружили сланцевую нефть и научились ее добывать. Как результат — сланцевый газ стал побочным продуктом, своего рода бонусом при продаже нефти. Цены на "голубое топливо" в США рухнули вниз, Америка все меньше зависит от импорта и уже начинает подумывать об экспорте на европейский рынок. В Европу же хлынул выдавленный с американского рынка газ из Катара и других стран, а страны Азии присматриваются к газу из Австралии.

Увеличение предложения альтернативного топлива привело к снижению спроса на российский газ. В частности, Россия была вынуждена остановить разработку Штокмановского месторождения, ориентировавшегося на поставки газа в США. Власти вынуждены были признать наличие проблемы. "Идет новая волна технологических изменений. Так, например, США в последние годы активно занимаются развитием технологии добычи сланцевого газа, – сказал в апреле нынешнего года Владимир Путин.

– А это может, конечно, серьезно перекроить структуру рынка углеводородов. Отечественные энергетические компании, безусловно, должны уже сейчас отвечать на этот вызов".

Правда, повторить сланцевую революцию на европейской территории пока не удается. В начале этого года ExxonMobil, например, отказался добывать сланцевый газ в Польше (которая считается страной с самыми богатыми запасами такого газа в Европе), признав скважины нерентабельными. И даже если разработка сланцев в Старом Свете все-таки успешно стартует, в промышленных объемах газ появится только к 2025 году. А к этому времени уже будут построены трубопроводы Северный и Южный потоки, и природный газ все равно будет дешевле, чем сланцы. По оценке некоторых экспертов, американский сланцевый газ в Европе будет стоит выше $320 за тысячу кубометров. Не дешевле будет и польский газ — себестоимость его добычи, по оценке аналитика "Инвесткафе" Юлии Войтович, составит около $300 за тысячу кубов. А ведь придется еще построить инфраструктуру для его транспортировки.

В России же "Газпром" заявляет, что так и не пересмотрел свое отношение к сланцевому газу, считая нецелесообразной его добычу в России. При этом "Газпром нефть" — изучает перспективы добычи сланцевой нефти. Возможно, это означает, что лед тронулся, и концерн все-таки косвенным образом признал наличие проблемы. О его интересе к сланцевым технологиям могут свидетельствовать и попытки получить доступ к разработке месторождений сланцевого газа в Китае. На российской территории сланцевой нефти много — около 7% мировых запасов. Однако добывать ее дорого и трудно. Из тонны обогащенного нефтью сланца удается извлекать лишь 0,5-1,25 барреля нефти, а себестоимость добычи, по оценке Войтович, составляет около $70-90 за баррель. "Россия сможет стать одной из основных стран, добывающих сланцевую нефть, лишь в долгосрочной перспективе, при условии появления новых технологий по ее извлечению. Пока же разработка сланцевых месторождений может быть интересна российским нефтяным компаниям лишь в плане развития технологий и не несет коммерческой выгоды", — полагает эксперт.

Парадокс ситуации состоит еще и в том, что технологии добычи сланцевой нефти подразумевают наличие дешевого источника энергии. В США это сланцевый газ. "В России такая схема может и не сработать. Возможно, сам "Газпром" будет поставлять обычный газ для добычи сланцевой нефти по специальным ценам, но в этом случае этот проект можно оценить, скорее, как имиджевый", — полагает президент ИФК "РБС" Тимофей Шолтес.

Ситуация на мировом газовом рынке напоминает сейчас игру в преферанс — расклад карт на руках не очевиден, и нет уверенности, что то или иное решение принесет гарантированную победу. Увеличивать цены нельзя — это еще больше откроет дорогу альтернативному топливу. Но и вкладывать гигантские инвестиции в сланцевый газ в Европе тоже опасно, поскольку производители природного газа — прежде всего, Катар и Россия — при желании могут обрушить цены, и тогда на рынке появится много сланцевых банкротов.

Кроме того, неясно, какими темпами будет развиваться мировая экономика в обозримом будущем. "Потребление газа в Европе будет расти, и через 20-25 лет она сможет потребить весь добытый "Газпромом" газ. Возможно, в этих условиях Европа и развернет добычу сланцевого газа, но его объемов будет недостаточно, чтобы перейти на него полностью", — полагает президент ИФК "РБС" Тимофей Шолтес.