Об общественном мнении в 2009 г.
На модерации
Отложенный
Был на конференции «Левада-Центра», где подводили итоги изучения общественного мнения в 2009 году. Очень любопытно.
Директор центра Лев Гудков рассказал, что общие оценки ситуации в стране сегодня вернулись к уровню начала 2000-х годов. Ощущение благополучия, по его оценке, в обществе закончилось, удачным для себя лично прошедший год назвали 43%, неудачным 37%. В то же время почти 60% говорят, что 2009 год был для них «труднее, чем предыдущий». Более оптимистично настроены жители городов и молодые люди с высшим образованием. Негативно год оценивают чаще всего жители села.
По словам Гудкова, экономический кризис в разной степени затронул 2/3 семей, «завершил период надежд» и вернул общество в состояние «пассивной адаптации». Значительная часть граждан ориентирована на выживание через сокращение личных запросов. Тем не менее, запас терпения в обществе Гудков оценил как довольно высокий: люди в основном верят, что кризис продлится недолго. Больше половины опрошенных говорят, что в России «жить трудно, но терпеть можно».
Что касается доверия к первым лицам государства, то социологи не видят отношения к Медведеву как к самостоятельному политику. Гудков обратил внимание, что рейтинг президента четко коррелируется с рейтингом премьера Путина. А рейтинг Путина – это, по мнению социолога, «воплощение массовых иллюзий». Путин воспринимается как символическая фигура и в его отношении (равно как и в отношении президента) действует механизм «разгрузки ответственности» - по принципу «хороший царь, плохие бояре», когда позитивные явления в стране люди связывают с работой Путина и Медведева, а негатив сваливают на абстрактную бюрократию.
Важнейшими событиями прошедшего года люди, как правило, называли, технологические катастрофы, а также экономический кризис. На этом, в частности, основании социологи констатируют исчезновение в России публичной политики. Для сравнения в конце 80х годов главными событиями люди называли, например, встречу Буша и Горбачева, объединение Германии, съезд народных депутатов. В сегодняшнем российском обществе по факту отсутствует осмысление происходящего. Равно как нет и лидеров общественного мнения: уже четыре года человеком года опрашиваемые называют Путина, а вслед за ним Медведева (именно их чаще всего показывают по ТВ).
Лишь 23% граждан считают, что выиграли от перемен, которые происходят в стране с 1992 года, 50% - проиграли. 38% отдают предпочтение советской системе, 25% выступают за нынешнюю политическую модель, а 18% симпатизируют западной демократии. В целом, по словам Гудкова, общество «либо ностальгирует по СССР, либо приспосабливается к реалиям, но совершенно не имеет позитивного образа будущего».
На вопрос, в каком направлении развивается сегодня Россия, 36% утверждают, что в стране действует демократия. В то же время 14% считают, что происходит «становление диктатуры», 9% - «восстанавливаются советские порядки», 21% - «нарастает хаос».
Гудков также заявил о крупных социальных проблемах в России: 70-76% россиян считают, что их труд оплачивается в меньших размерах, чем они заслуживают. Это перманентный фактор напряженности. Для сравнения – в США и европейских странах 60-70% граждан оценивают оплату своего труда как адекватную.
Социолог Борис Дубин в свою очередь дал следующую характеристику политического режима в России:
1. Безальтернативность как государственная политика.
2. Курс на поддержание статус-кво. Причем здесь, по мнению Дубина, существует национальный компромисс: в статус-кво заинтересована сама власть и приближенные к ней элиты, а также общество, которое оценивает ситуацию без восторгов, но боится, что может быть хуже.
3. Атомизация общества. Граждане нацелены на выживание по принципу «каждый сам за себя», и в обществе практически отсутствуют социальные связи и солидарность.
4. Повсеместная имитационность - и в политике, и в общественной жизни. Имитацией Дубин назвал в том числе тандем президента и премьера, где формально главным является Медведев, но все понимают, что на самом деле он подчиненный Путина.
5. Безответственность власти, поощряемая обществом тем, что недовольство политикой и экономикой не влечет за собой протесты.
6. Непрозрачность власти, чему соответствует базовая модель социального поведения граждан: стараться быть незаметными для власти.
Среди россиян господствует представление о свободе как о неагрессивном государственном патернализме. Власть хвалят за то, что она «не достает». А тот факт, что иногда она еще и проявляет знаки внимания (например, Национальные проекты), люди оценивают вполне позитивно.
Заместитель директора Левада-Центра Алексей Гражданкин рассказал, как в общественном мнении оцениваются выборы в Мосгордуму. Ничего принципиально нового в его докладе не прозвучало, но одно громкое (я бы даже сказал сенсационное) заявление он все же сделал.
По оценке Гражданкина, общий объем фальсификаций на прошедших выборах составил около 650 тысяч фальшивых бюллетеней. Причем 500 тысяч из них было вброшено в пользу «Единой России», а 150 тысяч – за «Яблоко».
Комментарии