Банки для элиты
В российской экономике появился новый «вип-сектор»
В настоящее время объем российского рынка private banking приблизился к 300 млрд долларов. Для сравнения: под управлением каждого из мировых лидеров этого направления - Bank of America, Morgan Stanley и UBS - 1,94 трлн долларов, 1,63 трлн долларов и 1,56 трлн долларов, соответственно. Дело в том, что в России рынок стал активно развиваться лишь в последнее десятилетие, а история элитных банковских услуг в мире ведется с середины XVIII века. Тем не менее проекты private banking уже запущены в ряде крупных отечественных банков и финансовых управляющих компаний, а некоторые из них даже вышли на международный рынок капитала.
Поскольку в элитной сфере оказываются классические банковские услуги, просто с более высоким уровнем сервиса и индивидуальными условиями, то процентные ставки большинства российских банков по депозитам на крупные суммы выше, чем по базовым вкладам (в среднем, напомним, 7 - 8% годовых в рублях и 3 - 6% в валюте). Ставки зарубежных банков заметно ниже: 0,38 - 1,075%. Поэтому российские банки интереснее тем, кто нацелен на высокую доходность. Наши финансовые учреждения также подкупают низкой стоимостью обслуживания. Можно сказать, что российские банки ориентированы в основном на приумножение капитала, а иностранные - на его сохранение.
Для того чтобы российский банк оказал VIP-услугу, нужно положить на депозит ни много ни мало - 50 тыс. долларов. Эксперты отмечают, что в период мирового финансового кризиса обострилась конкуренция между кредитными организациями различных стран за капитал состоятельных граждан, в том числе - российских. Последних делят на три основные категории. Первую условно называют «охотники» - это те, кто заработал состояние в «лихие девяностые». По словам старшего специалиста Talan City Grup Оксаны Белоусовой, такие клиенты хорошо ориентируются в тонкостях финансовых операций и ко всему относятся подозрительно.
Вторую категорию составляют «собиратели», пришедшие в бизнес в конце 1990-х - начале нулевых. У этих бизнесменов, как правило, два высших образования, одно из которых часто зарубежное, они в совершенстве владеют 3 - 4 языками, приветствуют передовые финансовые решения.
И третью категорию составляют
т. н. наследники тутти (по имени капризного мальчика, персонажа сказки Юрия Олеши «Три толстяка»). Но эта категория в России еще не успела окончательно сформироваться. К ней относятся дети и «охотников», и «собирателей». При работе с этими клиентами банкирам важно решить, кто будет управлять активами - сама «золотая молодежь» или специалисты, которые смогут и научить наследников работать на финансовых рынках, и приумножить их капитал.
По наблюдениям экспертов, редко у кого из отечественных капиталистов к преклонному возрасту дела приведены в полный порядок. При доходном бизнесе, как правило, имеется множество компаний, созданных «для оптимизации налогообложения» и защиты от дружественного и недружественного захвата. Чтобы наследники могли со всем этим разобраться, они должны быть финасово грамотными. Если же таковой грамотности нет, то создается управляющая компания, которая и ведет дела.
Кроме того, российские ультрасостоятельные господа не склонны передавать детям наследство полностью, обычно - около 10%. Иначе обязательно найдутся люди, которые попросту захотят эти деньги отнять. Вот почему состояние принято диверсифицировать. И для этого существуют различные способы. Одним из привлекательных активов для инвестиций на международном рынке становится искусство, в том числе - современное. За рубежом 83% VIP-клиентов считают, что произведения искусства обязательно надо включать в портфель private banking.
Коллекционеры готовы платить баснословные суммы за работы известных мастеров, ведь цена одной картины может достигать 5 млн долларов, утверждает президент фонда поддержки современного искусства «Эрарта» Вадим Варварин. А поскольку известность того или иного художника дело наживное, то предприниматель, закупивший большое количество работ самых разных современных художников из нескольких стран, с большой долей вероятности окажется в выигрыше. Кстати, рынок произведений искусства легче переживает и кризисные процессы, происходящие в экономике.
Комментарии