Чеченцы снова дали "обратку" Соловьеву
На модерации
Отложенный
Грозненский поэт Зелимхан Мусаев отвечает на упреки известного телеведущего и считает правильным обращение в прокуратуру.
Недавняя публикация на сайте «Кавказской политики» материала «Соловьёв-разбойник нарвался на чеченцев» вызвала в прямом эфире радио «Вести-ФМ» бурную эмоциональную реакцию известного журналиста и телеведущего Владимира Соловьёва. Особенно его раздразнил приводившийся в статье комментарий Зелимхана Мусаева, бывшего заместителя министра по национальной политике Чечни. В этой связи наш журналист Муслим Исаев встретился с членом Союза писателей Чеченской Республики Мусаевым, чтобы узнать его реакцию на новую порцию возмущения Соловьева.
- Зелимхан! Вы, наверное, уже прослушали утренний эфир радиостанции «Вести-ФМ» от 16 октября, где Владимир Соловьёв упоминает ваше имя в связи с вашим комментарием, опубликованным на сайте «Кавказская политика». Что вы можете сказать по этому поводу?
– Начну с того, что глубоко уважаю Соловьёва, и считаю его настоящей личностью. Я имею в виду замечательного советского киноактёра русской национальности Александра Ивановича Соловьёва, которого, к сожалению, уже 13 лет нет с нами.
В одном из боевиков с его участием киногерою Александра Соловьёва принадлежит следующая фраза (цитирую по памяти): «Кавказ уважать надо… И Россию тоже!» Я согласен с таким мнением, и, если говорить за себя лично, намерен добиваться уважения к моему этносу, и персонально для себя сверх этого ничего ни от кого не требую.
Однако считаю, что чеченский народ в целом достоин лучшего к себе отношения, и по-прежнему продолжаю настаивать на том, что под предлогом борьбы с лицами кавказской национальности в отношении чеченцев на протяжении этих двух кровавых десятилетий осуществлялось духовное и физическое насилие; и до сих пор ведётся целенаправленная охота конкретно против чеченцев; и что в этом процессе ведущую роль играют российские СМИ, мобилизующие в тенденциозном ракурсе общественное мнение и судебно-правовую систему страны.
И эта перманентная кампания длится по сей момент, то стихая, то вспыхивая заново, ставя чеченцев в эпицентр всевозможных скандальных шумих.
Совершенно прав Владимир Соловьёв (пусть в его тоне и присутствовал сарказм!), отмечая как факт, что СМИ не дискредитируют ни Калмыкию, ни Приморье, ни другой иной субъект России, а именно чеченцев. Действительно, факты таковы, что на чеченцах сфокусирована вся ненависть, из-за чего поневоле возникает вполне резонный вопрос: «А не делают ли из нас своего рода громоотвод?».
Ведь чеченцы не имеют никакого отношения, скажем, к чудовищному разбазариванию национальных ресурсов и обнищанию народных масс. Да и не чеченские происхождение и фамилии у тех людей, которые грабили богатства, принадлежащие русскому народу, чей вполне справедливый гнев теперь пытаются перенаправить с больной головы на здоровую, то есть на нашу, чеченскую голову, чтобы она страдала из-за проблем, ей изначально не свойственных и не нужных.
И если предметно давать отповедь на каждое обвинение в наш адрес, и при этом подвергать всё сравнительному анализу, то в итоге станет очевидно то, что в российских регионах реальная статистика преступлений в фактах и цифрах окажется не в пользу авторов античеченских инсинуаций.
- Соловьёв с укором обратил внимание на местоимение «мы» вместо «я» в вашем комментарии…
– Поясняю: раз этот мой комментарий был дан от имени Зелимхана Мусаева, значит, «мы» и «я» в данном случае – одно и то же. И если Владимиру Рудольфовичу угодно, сделаю требуемую поправку: «Я, Зелимхан Мусаев, помню, как Соловьёв клеймил «полковников во власти», явно намекая на президента Путина!». Но не в этом главная суть.
Владимир Рудольфович ни словом не обмолвился о том, что я сурово осудил недостойное поведение некоторых наших земляков и указал, что античеченская истерия в СМИ бьёт по репутации и деловой сфере нормальных законопослушных чеченцев.
Если бы Соловьёв привёл мой комментарий полностью (времени в эфире для этого у него было вдоволь), то в нём отчётливо было высказано осуждение ненормального поведения кавказцев. Я лично не в восторге от стрельбы из травматического, да и любого вида оружия.
Но мне действительно стало смешно от софистики Соловьёва в связи со словосочетанием «иудин хлеб», которое приведено в тексте моего комментария. Прежде всего, этот общеизвестный речевой штамп не есть результат собственного новаторства Зелимхана Мусаева. Удивляет удивление самого Соловьёва (прошу прощения за каламбур!) на реакцию кавказцев, обижающихся на действительно оскорбительный эпитет «хрен с горы». Более того, он ещё глумится над кавказцами, призывая их к распознаванию тонкостей и нюансов русской словесности.
Зелимхан Мусаев
Так вот, как грамотный носитель русского языка, объясняю господину Соловьёву: между понятиями «иудин» и «иудейский» – разница существенная. В первом случае, как я понимаю, содержится намёк на Иуду Искариота – одного из апостолов, предавшего Иисуса (мир ему). А во втором понятии превалирует этнический или религиозный аспект.
Так что на национальной принадлежности Соловьёва я как-то даже и не подумал зацикливаться, и поэтому попытку придать моему высказыванию антисемитский подтекст считаю (опять говорю без «мы»!) провалившейся. Тем более что меня, потомственного чеченца, не надо учить ценить и уважать честь и достоинство других народов. Вся эта информация содержится в нашем генотипе.
В прошлом году я побывал в государстве Израиль; познакомился и имел общение с порядочными людьми из числа нынешних израильтян – уроженцев Советского Союза. И повсюду я и мой товарищ ощущали уважительное приязненное отношение – как со стороны евреев, так и палестинцев.
В целом с людьми у меня всегда складывается нормальный полноценный продуктивный диалог, и, как следствие, наличие друзей и доброжелателей в различных странах – в ряде городов России, Израиля, Украины, Грузии…
- Не создалось ли у Вас впечатление того, что в своих высказываниях Владимир Соловьёв пытается «играть на публику» и при этом любой словесный промах использует для того, чтобы воздействовать на аудиторию радиослушателей?
– Вот именно! Значит, не я один обратил на это внимание. В расчёте стяжать симпатии этой самой аудитории, Соловьёв цитирует два-три поста с неуважительным в отношении русских содержанием, и этим самым низводит себя до их уровня.
Поскольку Владимир Соловьёв делал свои высказывания, апеллируя к русской аудитории, в свою очередь, я тоже (осторожничаю говорить «мы») делаю акцент на русских слушателей и читателей, и считаю, что Владимир Рудольфович – человек умный и всё, что он произносит, сказано им неспроста, так как, повторюсь, он знает, что, почему, зачем и как говорит.
Он подтянулся к обсуждению «чеченской» (точней – античеченской) тематики, обогащая её мощью своей творческой мысли, так как действительно представляет фигуру, способную где угодно оказать, что называется, огневую поддержку.
Слушая эфир, в котором Соловьёв упоминает о моём комментарии, я невольно соглашался с большинством из его резонов. Но он немного утрирует, говоря о«внутреннем ощущении несправедливости и желании некоего эмоционального реванша» нынешней чеченской молодёжи.
Если угодно, в этой стране сейчас проблемы у неё, а не связанные с ней. Тем не менее, из уст Соловьёва мы слышим: «Когда в твой дом заходят федералы – убивают, насилуют, грабят… вряд ли это вызывает уважение к центральной власти… И это правда!» И при этом добавляет (за полную дословность не ручаюсь, привожу по памяти): «Но это не даёт права, приезжая в Кемерово и другие города России, и творить произвол, не учитывая самого главного: «Злом зло не излечить!» … Дорога ведёт к обрыву».
На поверхности мы видим умение Соловьёва рассуждать предметно и адекватно, но если вдуматься, ничего полезного для чеченцев нет в том, что кто-то бередит негативными воспоминаниями народные раны. В иной раз такая «правда» бывает неуместной.
И лично я не согласен с такой постановкой вопроса. Эффект получается обратный. Я всегда поражался поразительной способности некоторых людей проявлять даже не гибкость, а завидную акробатичность мышления!
Упрёками мы ничего не исправим, а лишь будем поддерживать напряжение в обществе. Вот почему мне, чеченцу, даже не пришло бы в голову упоминать о«русских в Турции, «нажирающихся» как свиньи» (цитата соловьёвская, не моя!). Не тот сейчас случай, чтобы заниматься бесполезным обличением недостатков друг друга.
Надо искать разумные пути, и при этом придерживаться одного предварительного обязательного условия – исходить из стремления найти выход из этого запутанного лабиринта лжи и ненависти и при этом находиться на консолидированных позициях.
Как мы видим, здесь вразумительного и удовлетворительного ответа на вопрос как не было, так и нет до сих пор, а проблемы становятся только запутанней. Поскольку некоторые журналисты решили взять за основу своего пиара чеченскую тематику и в один голос заявляют о криминальной сущности чеченцев, то пусть сделают анализ: почему именно чеченцы (раз только они так мешают!) оказываются в криминале?
Тогда надо будет признать (а это ни для кого не секрет), что ни одна народность в России (даже из числа «некоренных» для России армян, грузин, азербайджанцев, китайцев и прочих) не подвергаются гонениям в таких масштабах, как чеченцы, для которых, как правило, закрыт доступ к карьере, их не принимают на работу – разве что за редким исключением.
И в подобной ситуации вероятный теоретический коэффициент участия лиц чеченской национальности в составе ОПГ должен быть чрезвычайно высоким.
Но многие чеченцы в силу своей этнической ментальности идут, что называется, «вопреки». Они в силу личных и деловых качеств делают карьеру, уходят в частный бизнес. Спрашивается, почему тот же Соловьёв не упомянул ни разу о победах чеченских спортсменов в серии международных турниров, принося в общероссийскую копилку и «золото», и славу?
- Как Вы прокомментируете рассуждения Соловьёва, направленные против строительства новых мечетей в Казани и столице страны?
– Я воспринял как обычную инсинуацию аргумент о том, что сотрудниками правоохранительных структур была проведена проверка паспортного режима посетителей одной из мечетей, в ходе которой якобы было выявлено свыше 80% прихожан мечети, которые оказались не гражданами Российской Федерации.
Пусть тогда покажут закон, запрещающий иностранцам молиться в российских мечетях! Здесь больше вопрос не к самим мусульманам, а к российским чиновникам и депутатам. Если иностранцы – это плохо, то пусть этот запрет будет обоснован и оформлен законодательно Госдумой РФ!
Тем более что в России сегодня немало собственных мусульман, и в их числе десятки тысяч мусульман русской национальности. Здесь закон должен стоять на защите свободы совести граждан! Только вот мне непонятно: почему Соловьёву так мешают верующие люди. И вообще, не лучше ли иметь дело с верующими людьми, которые боятся Бога? А эта самая богобоязненность и, как следствие, самоконтроль, куда надёжней полицейского надзора!
- Снова вернусь к радиоэфиру с участием Соловьёва. Послушать его, так ничего хорошего от чеченцев ждать не приходится. Как вы думаете, с чем связана вся эта тенденциозность в отношении чеченцев?
– Полемизировать с Владимиром Рудольфовичем – занятие не из простых. Но позволю себе не согласиться с господином Соловьёвым, хотя и рискую вновь быть задавленным ответной отповедью столь многотонного журналистского авторитета.
Не ради скандального внимания и не ради перепалки скажу, что Максим Шевченко к этой теме ровным счётом не имеет никакого отношения. И тем более мне не понятны претензии, выдвигаемые в его адрес Соловьёвым, так как я с Максимом не знаком, и к моему комментарию он не причастен.
Вот почему считаю очень важным проявление в высшей степени порядочности и понимания в отношении любых оппонентов. Ведь даже своего врага можно и нужно уважать! Чересчур многое приходится разгребать после его спичей (от английского speech).
Однако в гуще соловьёвского речевого потока проскользнуло упоминание о некоем чеченце, насколько я понял, который то ли повернулся спиной к мемориалу, то ли отвернулся от мемориала. В целом, мысль понятна, хотя о самом этом факте собственной информации у меня не имеется. Скажу так: если это сделал чеченец, то очень плохо сделал!
В мае 2010 года я возглавлял делегацию Чеченской Республики, посетившей Брестскую крепость, где покоятся останки чеченских бойцов, героически павших в борьбе против гитлеровских агрессоров. Среди них и троюродные братья моего отца – Магомед и Висита Узуевы, одному из которых посмертно присуждено звание Героя России. И я даже не думал отворачиваться от этих священных для меня могил. Зато ощущал уважение в адрес чеченской делегации со стороны гостей – белорусской стороны.
Пожилые русские ветераны, приехавшие в Брест из ряда российских субъектов, с радостью общались со мной, и с гордостью рассказывали о чеченцах, проживающих в их регионах. Владимир Абрамов – консул Российской Федерации в Республике Беларусь (как он представился), обнял меня со словами: «Спасибо Вам, молодой человек, за то, что достойно представили свой народ, свою республику!».
Когда в мае 2011 года при содействии московского Института инновационного развития (директор – Виктор Яковчук) в здании Пресс-центра состоялась наша встреча с так называемыми русскими радикалами, мы получили возможность живого общения и в ходе прямого диалога поняли друг друга, результатом чего явился последовавший затем визит в Грозный некоторых лидеров русского патриотического движения.
Позже один из моих собеседников, представитель русской национальности, написал мне: «Благодарю Вас за возможность общения с настоящими мужчинами. Никогда прежде не думал, что возможно получить огромное эстетическое наслаждение от общения, не употребив ни грамма спиртного!»
Вот образец того, как рассуждает чисто русский человек. Я считаю, что в моём лице за достойное поведение благодарили и моих соотечественников. Из всего этого в очередной раз делаю вывод о заведомой ложности тезиса о невозможности мирного взаимополезного продуктивного сосуществования русских и чеченцев.
Почему я упоминаю только два народа? Да потому, что о русских и чеченцах только и идёт речь в СМИ. И как следствие, напрашивается вывод о том, что в этой огромной стране, в идеале, именно наши народы в состоянии обусловить нормальный общественно-политический и духовно-нравственный климат.
- В этом мире так заведено, что каждый защищает свою территорию. Защита чести и достоинства своего народа – святой долг любого патриота. И каждый действует в меру своего умения и возможностей…
– Вот почему я считаю неэтической и неуместной реплику в эфире Соловьёва, где собеседники пытаются навести «тень на плетень», подчёркивая, что в мире нет такой практики, чтобы журналист подавал в суд на другого журналиста. А что оставалось делать журналисту Майрбеку Абуезидову? Вызывать, что ли, на дуэль Владимира Соловьёва? Мы же не глупые люди, и понимаем, что подобное предложение было бы, как минимум, поднято на смех, или – того хуже – мир вновь увидел бы звериный оскал «кровожадных» чеченцев.
Хорошо, когда в обществе довлеет мораль. А если её уровень критически низок, тогда что? Остаётся только буква Закона, который един для всех, вне национальностей и социального статуса. На провокации реагировать и устраивать возмущённые митинги или дебоши – не резон, а оставлять безнаказанными хамов – тоже неправильно. Вот и остаётся воздействие через судебные инстанции. А иначе клеветников не урезонить. И здесь я горячо поддерживаю смелый шаг чеченского журналиста Абуезидова.
Конечно же, как гласит известная русская поговорка, худой мир – лучше хорошей войны. Но оставляют ли нам такой шанс? Чеченский менталитет не приветствует хождения по судам с исками и жалобами. И, зная эту особенность, кое-кто начинает чересчур злоупотреблять. И к чему привели все эти злоупотребления – мы знаем, испытали на собственной шкуре.
Можете себе представить, до какой степени крайности доведены чеченцы, если журналисты подают иски против своих коллег, разжигающих межнациональную ненависть в стране? Если честно, я не хочу, чтобы наши люди вновь оказывались изгоями в своей стране, оказываясь на грани гуманитарной катастрофы в палаточных лагерях. Не хочу, чтобы нас, находящихся в таком критическом состоянии, жалели те, кто теперь не могут простить нам того, что условия жизни поменялись к лучшему.
Владимир Соловьёв правильно определил мотивы, которыми руководствовался его чеченский коллега, подавший исковое заявление в прокуратуру. Надо, чтобы клеветники «боялись». Но чтобы боялись не конкретных индивидов, а именно закона, который во что бы то ни стало следует уважать, равно как и саму Россию, и в том числе её частицу – наш уникальный Кавказ.
Есть страна. Есть закон общий для всех. Тогда будут осторожней в публичных выступлениях, оскорбляющих целые народности. К тому же появится дополнительное основание заранее «фильтровать» свои высказывания.
Но гораздо лучше, если будут соблюдаться правила чести и морали. Как чеченец я считаю обязанным защищать МОЮ территорию, но ещё раз повторяю, что с уважением отношусь к национальности Владимира Соловьёва, и многое из сказанного им в утреннем эфире от 16 октября воспринял, в целом, внимательно, с уважением и всецело поддерживаю его призыв: «Давайте жить открыто!» Но вот готов ли он сам последовать собственному призыву? Я – «ЗА»!
- Зелимхан! Огромное спасибо за столь содержательный диалог!
Комментарии
Майрбеки Абуезидовы -полезно изучить историю отдельных высказываний своего народа особенно 1942 г
научитесь в своих глазах брёвна замечать.кривит душой и выворачивается рыдая манера жидов.
И к человекоообразным с гор сиё относится . . .
Ну почему бы ему не свалить в Израиль или на худой конец в США,откуда он вернулся из за безденежья и ненужности....