Воспитание общества еще только начинается

На модерации Отложенный

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. Но мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

В.И. Ленин «Удержат ли большевики государственную власть»

История расставила все по своим местам в надежде, что ошибки, совершенные в России большевиками, станут предостережением всем любителям революций и ложной демократии.

Научить способных людей из разных слоев общества управлять государством – это еще не значит сделать их «слугами своего народа», как того хотели революционеры. Ведь служить своему народу – означает быть преданным идее, вокруг которой сплотился народ; в данном случае идее коллективизма, равенства, братства и счастья.

Но был ли народ действительно сплочен вокруг идеи марксизма-ленинизма, усиленно пропагандируемой большевиками?

В России рабовладельческий строй, известный как крепостное право, был отменён в 1861 году. Причиной отмены крепостного права стали идеи декабристов, постепенно охватившие высшие слои общества.

» Но как далеки они от народа» – было сказано про декабристов, и это было сущей правдой.

Будучи собственностью помещиков, крепостные крестьяне не привыкли и не умели быть гражданами, другими словами не получили воспитания, как  жить в обществе и считаться с его интересами.

Ожидать гражданской сознательности от недавних крепостных крестьян, привыкших решать все свои проблемы через помещика, было бы неестественно. Первым убедиться в этом предстояло победившим большевикам, попытавшимся подтолкнуть народ к коллективизации.

Практически с первых шагов, когда большевики стали осознавать, что народ не способен добровольно принять их идею, начался террор. Но ни искусственный голод, ни репрессии, ни пропаганда не смогли по-настоящему сдвинуть народ с его позиции.

С приходом к власти более умеренных правителей, не идеалистов, всё вновь вернулось на «круги своя». Лозунг: «Ни дня с работы с пустыми руками», подхваченный низами и верхами, завершил строительство «светлого» будущего. Развалив и разворовав страну, мы пришли к очень продвинутому выводу, что если уж у нас …изм не произошёл, то это верный признак того, что Маркс и Энгельс чего-то напутали.

Но, в общем-то, статья не столько о России, сколько о том, как правительства всех стран мира, хотят они этого или нет, находятся сегодня в положении большевиков прошлого века.

Они понимают необходимость «коллективизации», ведь мир стал одной глобальной системой, в которой мы связанны друг с другом, как команда, вышедшая на корабле в открытое море.

Понимание того, что дырка в днище под соседом, когда вы плывёте с ним в одной лодке, не является сугубо его личной проблемой, обязывает всех «моряков» к помощи и участию.

Однако народы, на чьи плечи ложится бремя этой помощи, не являются партнёрами своих правительств в их «благотворительности». Они по-человечески могут смириться с необходимостью помогать странам, пострадавшим от стихийного бедствия, но » жирующим» соседям, не желающим жить по средствам, нет уж, увольте!

Опасаясь народного недовольства и того, что оппозиция поспешит использовать его для прихода к власти, правительствам будет тяжело прийти к совместному надгосударственному решению.

Поэтому воспитание, способное создать в человеке картину современного, взаимосвязанного мира и тех корректив, к которым он обязывает, способно изменить уровень его гражданской сознательности, и в конечном итоге сделать его партнёром своих правительств, и это их прямой интерес.

Не говоря уже о том, что играть роль барина для так и не научившихся решать между собой свои проблемы людей и народов дело опасное. «Весна» может быть не только арабской, но и любой другой, и причин для ее возгорания хватает в каждой стране.

Достаточно вспомнить о том, что огромные средства, которые государства вливают в замедляющую свой рост экономику, «растворяются» в поднятии цен, расценок и собственной зарплаты, оседая нулями на счетах промышленно – финансовых «нумизматов».

И если экономику оживить не удастся, на улицах появятся миллионы безработных, требующих справедливого передела государственного бюджета, разрыва «невыгодных» между государственных связей и прекращения помощи иностранным «бездельникам».

И дай бог, чтобы только этим их требования ограничились.

Угодить этой массе будет не только трудно, но и невозможно, так как ее не интересует, за счет кого будут удовлетворены ее интересы, но она умеет требовать и искать виновных.

Очень скоро эта масса обретёт огромную политическую силу и станет диктовать политикам свои требования.

Собственно, это уже происходит сегодня, и нет, наверно, ни одной страны на нашем «глобусе», правительство которой хотя бы один раз не пошло на поводу популизма, надеясь залатать дефицит бюджета за счет халявы.

Но халява в наш век подходит к концу, нефтедоллары, дешевые рабочие руки  и прочие ее источники постепенно исчезают, да и печатать деньги без конца тоже невозможно.

Поэтому не лишним будет вспомнить о том, что Маркс считал воспитание человека условием, предваряющим любые социальные перемены. И он совершенно не предполагал, что страной, пожелавшей строить коммунизм, станет недавно освободившаяся от рабства Россия.

Под воспитанием подразумевалось не обучение искусству управления государством или политического лавирования, а раскрытие законов развития общества. Ведь уже тогда говорилось о процессе глобализации мировой экономики, об интегральной зависимости каждого человека от общества и всего человечества в целом от отдельного индивидуума.

В сегодняшней ситуации, когда глобализация экономики завершена и зависимость всех стран от ее состояния уже не вызывает сомнения, как никогда необходимо воспитание масс. Ведь законы эволюции общественных отношений могут только внешними обстоятельствами заставить нас быть взаимосвязанными и взаимозависимыми, а почувствовать свою ответственность за будущее и согласиться с ней можно только получив необходимое воспитание.

Тогда и требования социальной справедливости будут согласованы с потребностями и возможностями общества, а излишки будут добровольно отданы нуждающимся;  ощущение взаимозависимости все расставит по своим местам.