Турция опустила Россию с небес

На модерации Отложенный

Всю прошедшую неделю международные СМИ обсуждали перехват турецкими ВВС сирийского пассажирского лайнера, следовавшего рейсом Москва-Дамаск и вынужденного совершить принудительную посадку в аэропорту Эсенбога близ Анкары. Из багажного отсека были изъяты 12 подозрительных контейнеров, содержимое которых до сих пор толком не разглашается, но судя по реакции Москвы, потеря велика.

Аэробус А320 компании Syrian Air, на борту которого находилось 37 пассажиров, включая 17 граждан России, вылетел 10 октября из аэропорта «Внуково» точно по расписанию (заметим, таможенный досмотр ничего противозаконного не обнаружил). На подлёте к сирийской границе пилоты получили уведомление от турецких диспетчеров с требованием приземлиться, но экипаж предпочёл продолжить полёт. В воздух были подняты два истребителя F-16, которые «препроводили» самолёт-нарушитель на запасной аэродром, где его ожидала группа следователей.

Всю ночь, пока вёлся поиск «контрабанды», пассажиры злосчастного рейса коротали время на своих местах. Как потом пожаловались российские СМИ, «без воды, еды и надлежащих условий». Вообще, комментарий МИДа по поводу произошедшего был наполнен обидой: турки даже не сочли нужным сообщить посольству РФ в Анкаре об инциденте, вследствие чего дипломаты узнали о задержании самолёта лишь из интернета. В прессе турецких руководителей даже назвали «новоявленными янычарами».

Дело почти дошло до предъявления ноты протеста «о воздушном пиратстве», однако на этом и застопорилось, как позже выяснилось, «в связи с особыми обстоятельствами». В турецкую прессу просочилась информация о том, что среди российских граждан находились сотрудники ФСБ, в задачу которых входило выяснение личностей чеченских боевиков, воюющих на стороне сирийской оппозиции. Не в интересах разведслужб было продолжать обвинение, а когда на борту нашли запрещённый груз «наезд» уже был неуместен.

История с загадочным грузом, конфискованным турецкими таможенниками, поставила российское руководство в очень затруднительное положение. Во-первых, никто не ожидал такой прыти от Турции – слишком уж рискованный шаг, по сути, объявление нулевой терпимости к любым формам поддержки режима Башара Асада (Baschar al-Assad), а то, что посылка предназначалась ему, сомнений нет. Во-вторых, в Москве очень не любят, когда раскрывают их карты, а турки явно знали, что и где искать. Да они и сами не скрывают, что получили оперативную информацию о нахождении на борту груза «военного назначения».



На вопрос, какого именно, Анкара отвечает уклончиво: «запчастей к боевым системам». Как же не волноваться московским чиновникам, если им-то точно известно, что там лежит?

Вот и приходится оправдываться. Вначале Россия и Сирия категорически опровергали информацию о том, что груз содержал военное оборудование. Затем министр иностранных дел РФ Сергей Лавров признался, что в ящиках находились детали для радиолокационных систем ПВО, назвав перевозку законной, а сам груз легальным. Правда, имя поставщика он не сообщил, но при этом пригрозил, что «хозяин» будет требовать от турецких властей возврата собственности. Сегодня уже известен отправитель: оборонное предприятие «Конструкторское бюро приборостроения», город Тула. Не тульские же пряники на самом деле везли в Сирию. Ни слова о том, что тульское КБП производит зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Панцирь-С1», стоящие на вооружении сирийской ПВО.

Перехват сирийского лайнера может иметь далеко идущие последствия. На первый взгляд, именно этот инцидент явился поводом для неожиданного переноса визита президента РФ Владимира Путина в Анкару, намеченного на 14-15 октября. Конечно, он мог стать «в позу», мол, что же вы господин Эрдоган (Recep Tayyip Erdoğan) себе позволяете? Давайте остынем, а потом поговорим. А поговорить есть о чём. Среди прочих тем особое место занимает газопровод «Южный поток», проходящий по дну моря через территорию Турции. Большими усилиями Москве удалось убедить Анкару дать разрешение на это строительство, которое, кстати, вот-вот должно начаться. Если бы визит состоялся, турки вполне могли бы под горячую руку поставить россиян перед выбором – или «поток», или помощь Асаду.

Впрочем, не исключены и другие объяснения отсрочки визита, к примеру, нужно взять тайм-аут, чтобы обдумать, как в дальнейшем оказывать помощь терпящему бедствие режиму (Турция на днях закрыла своё воздушное пространство). И здесь тоже не последнюю роль играют углеводороды. Россия крайне заинтересована сохранить нынешнюю власть ещё и потому, что при Асаде ни о каком строительстве сухопутных нефтепроводов из Персидского залива в Европу или, скажем, в Германию не может быть и речи. А вот от появления в Сирии нового президента, лояльного США, Турции и арабским монархиям, всего можно ожидать. Зачем «Газпрому» конкуренты в Европе? В этом смысле Москве есть что терять. А если ко всему приплюсовать демарш турецкой стороны, то, безусловно, необходим запас времени, прежде чем совершить следующий шаг.