Раскол на "болоте"

Выборы в Координационный совет оппозиции (КСО), которые по задумке авторов идеи должны были объединить «несогласных» и положить начало альтернативного пути к власти, в реальности оказались финальной точкой деструкции оппозиционно-протестного движения, которое вновь оказалось раздроблено.

Итак, КСО, избранный показательно мизерным количеством россиян (70 тысяч человек или примерно 0,1% от числа избирателей по стране), вопреки многим предсказаниям стал представительством лишь медийной части столичной оппозиции. В первой двадцатке оказались такие личности, как блогореволюционер Алексей Навальный, гламурная львица Ксения Собчак, экзальтированный ненавистник режима Илья Яшин, защитница Химкинского леса и провалившаяся на выборах химкинского мэра Евгения Чирикова, журналист-поэт-песенник Дмитрий Быков. Дальше еще хлеще: на 13-м месте мечта первокурсниц журфака, личико телеканала «Дождь» Филипп Дзядко, следом главный страдалец режима «размандаченный» экс-депутат Геннадий Гудков, блогер со статусом журналиста «Коммерсанта» Олег Кашин. Позорное последнее место в двадцатке у красного революционера Сергея Удальцова. Он, оказывается, наголодал меньше популярности, чем набалагурило известное семейство телеведущих-квнщиков Михаила Шаца (8 место) и Татьяны Лазаревой (11 место). Еще слабей оценили избиратели КСО звезду летнего протеста, икону астраханского недовольства Олега Шеина, который еще протиснулся в Совет, заняв 29 место.

Кто выиграл от такого состава КСО? Часть оппозиционеров утверждает, что главный бенефициар такого исхода - действующая власть, которой теперь предстоит противостоять лишь ручной парламентской оппозиции, пока что немощной непарламентской оппозиции и гламурной столичной в лице самого КСО, который, по мнению депутата-эсера Ильи Пономарева, «не похож даже на московскую структуру протеста, не говоря уже про общероссийскую».

Кроме того, КСО не только расколол оппозицию, но и повел ее раздробленные фрагменты принципиально разными дорогами. Часть продолжит заниматься популярной в московских СМИ, но в большинстве случаев абсолютно огульной и, как следствие, бесперспективной медиа-борьбой. Другая часть, возможно, намерена спуститься с неба на землю - уйти в народ, заняться местными выборами.
Этот раскол наглядно демонстрируют заявления нескольких известных оппозиционеров. Например, «верхушка» КСО, планирующая и впредь побороться за права, которые никто не нарушает, 24 октября объявила, что приняла заявление против пыток. Поводом для этого стала ситуация с оппозиционером Леонидом Развозжаевым, которого российские спецслужбы якобы похитили в Украине, где он рассчитывал получить политическое убежище, инкогнито доставили в Россию, да еще и пытками выбили признательные показания по уголовному делу о подготовке массовых беспорядков.

При этом основанием принять это обвинительное заявление стали лишь слова самого Развозжаева. Ведь ни один из оперативно допущенных к нему правозащитников не смог зафиксировать на нем следов побоев или иных физических издевательств. А украинская таможня подтвердила, что оппозиционер самостоятельно въезжал в Россию и с документами у него все было в порядке. Т.е. жесткие обвинения в совершении пыток - грубейшего уголовного преступления - да еще и подкрепленное голосами 70 тысяч избирателей КСО было сделано на основании слов самого подследственного, который к тому же ранее признал свою вину.

В тоже время другая часть оппозиции явно готова отказаться от подобного популизма. Например, депутат-эсер Илья Пономарев утверждает, что в ближайшее время займется подготовкой содержательной программы.

«Я лично увидел на дебатах (перед выборами КСО - ред.) целый ряд новых фигур потенциальных лидеров протеста самых разных взглядов, с которыми мне хотелось бы начать работать вместе над новой конструктивной программой оппозиции, с кем можно идти на настоящие выборы - и в Москве, и в регионах. Думаю, надо забыть эти выборы (выборы КСО - ред.), как кошмарный сон, пойти выпить водки, помянуть электронную демократию и начать бороться за реальную власть в реальной стране», - пишет он в «Известиях».

Схожее мнение высказывает и небезызвестный астраханский оппозиционер, экс-кандидат на пост мэра Астрахани Олег Шеин. Как он заявил вскоре после избрания КСО, единственный эффективный способ работы этого органа - отказаться от взаимных обвинений с властью и идти на диалог. Самораскрутка отдельных членов КСО может погубить новоиспеченный оппозиционный орган.

«Единственный правильный вариант работы КСО - участие в формировании широкой повестки дня. И либералам придется с этим смириться. В оппозиции есть довольно много людей, которые хотят диалога с властью», - заявил он.
Таким образом, судьба оппозиции после выборов в КСО стала лишь туманней. Если раньше она хотя бы создавала видимость единения, то теперь откровенно раздробленна. Впрочем, для российской оппозиции это традиционное состояние: она в него ввергалась после провала «Комитета-2008», а затем коалиции «Другая Россия» и пр. квазиобъединяющих органов оппозиции. Единственное, в чем несистемная оппозиция пока не пробовала полноценно участвовать, так это в настоящих выборах.