Нужны ли Iveco в России?

Неожиданный и бурно развивающийся «роман» Министерства обороны России с колесной бронетехникой итальянского объединения Iveco c самого начала вызывал удивление у многих. Видимо, подлинные «пружины» действия, приведшего к небывалому доселе проникновению западной компании на российский оборонный рынок да еще сразу в значительных масштабах, общественности станут известны гораздо позднее.

Сегодня есть смысл попытаться оценить практическую ценность колесных бронированных машин производства Iveco для нужд России, оставляя в стороне вопросы о самой целесообразности импорта бронетехники западного производства.

Как известно, первое появление бронированных машин Iveco в России относится к 2009 году, когда ОАО «КамАЗ» при содействии ОАО «Ростехнологии» (являющегося совладельцем КамАЗа) за свой счет приобрело и ввезло в страну для испытаний два легких бронеавтомобиля Iveco M65E19WM с колесной формулой 4х4, известных также как LMV (Light Multirole Vehicle – легкая многоцелевая машина), а в итальянской армии именуемых Lince («Рысь», в ряде стран используется английское название Lynx).

Вряд ли инициатива КамАЗа и Ростехнологий была несогласованной с российскими высшими военно-политическими кругами, поскольку тут же появились сообщения о планах принятия Iveco LMV на вооружение Российской армии. В 2010 году были куплены еще две LMV, а в конце 2010-го уже на средства Министерства обороны России – сразу 10 машин, «собранных» в начале следующего года на КамАЗе и также получивших в России официальное название «Рысь» с прикручиванием соответствующей русской надписи на радиатор. Эти 10 машин использовались для войсковых испытаний.

Однако в последующем КамАЗ в отношении «Рыси» оказался не у дел – инициативой завладело созданное недавно при Министерстве обороны России ОАО «Оборонпром», объединившее акционированные военные ремонтные заводы. В конце 2010 года Минобороны подписало с Iveco соглашение о создании совместного предприятия по сборке машин LMV в России, мощности по сборке созданы на входящем в состав «Оборонсервиса» ОАО «173-й автомобильный ремонтный завод» в Воронеже. Согласно соглашению начиная с 2011 года в течение пяти лет в Воронеже предполагается собрать 1775 машин для Российской армии под маркой «Рысь». Первые 57 уже выпустят в этом году. Далее планируется: 194 бронеавтомобиля – в 2013-м, 248 машин – в 2014-м и 285 единиц – в 2015-м. Локализация производства в Воронеже в 2012 году составляет 10 процентов, а к 2014-му должна быть якобы доведена до 50 процентов.

При этом стоимость собираемой в Воронеже «Рыси» – более 20 миллионов рублей, а вся программа закупки 1775 единиц оценивалась более чем в 30 миллиардов.

Впрочем, ранее Министерством обороны цифра потребностей в «Рысях» называлась до 3700 единиц. В июле этого года стало известно, что министр обороны направил в правительство заявку на увеличение объемов закупки LMV в период с 2013 по 2015 год с 727 до 3000 единиц на сумму около 50 миллиардов рублей. Таким образом, получение машин этого типа ожидается в беспрецедентных для постсоветского периода объемах, а Россия превратится в наиболее крупного эксплуатанта LMV в мире, обойдя даже саму Италию (где этих машин было пока закуплено 1260).

Войдя во вкус, российское военное ведомство обратило внимание и на более тяжелые бронированные машины Iveco, выпускаемые последней в рамках консорциума CIO с другой известной итальянской компанией – Oto Melara. Речь идет о семействе машин с колесной формулой 8х8 во главе с бронированной машиной Centauro B1 (`») со 105-мм танковой пушкой. Oto Melara в консорциуме отвечает за создание и производство комплекса вооружения боевых машин.

В декабре 2010 года министрами обороны РФ и Италии был подписан протокол относительно получения Россией для испытаний двух бронированных машин Centauro и двух созданных в их развитие бронетранспортеров Freccia («Стрела»). В мае 2012-го в Новороссийск прибыли две машины в штатной комплектации из наличия итальянской армии – Centauro со 105-мм пушкой и БТР Freccia с башней с 25-мм пушкой, а в августе в Россию доставлены более новые модифицированные экспортные образцы – Centauro со 120-мм пушкой и Freccia с башней с 30-мм пушкой.

Представитель Oto Melara в мае 2012 года заявил, что Россия может приобрести в Италии лицензию на производство «колесных танков» Centauro. По итогам испытаний, которые подведут в конце 2012 года, будут сделаны выводы о перспективе создания совместного предприятия по лицензионному выпуску Centauro на одном из заводов российской «оборонки». Высокопоставленный представитель ОАО «Рособоронэкспорт» (входящего в состав Ростехнологий и занимающегося теперь также и импортом военного имущества) подтвердил, что испытания Centauro проводятся для возможной в будущем закупки лицензии на его производство. Одной из возможных площадок по выпуску этой техники он назвал КамАЗ.

Таким образом, как можно судить, проект организации сборки в России машин семейства Centauro и Freccia лоббируется Ростехнологиями в пику ведущимся в ВПК работам по перспективному отечественному среднему семейству колесной бронетехники под шифром «Бумеранг».