Тенденция одна: победа на фоне очень низкой явки

Тенденция везде примерно одна: победа на фоне очень низкой явки

Главная новация сезона - это губернаторские выборы, и их результаты в определенной степени можно счесть тревожными. Почему? Потому что очень важно, чтобы в ходе выборов губернаторы получали те самые сигналы обратной связи, о необходимости которых так много говорилось. Но по-настоящему сильные, популярные, успешные губернаторы неожиданно выступили с точки зрения количественных показателей примерно на том же уровне, что и губернаторы, которые имели прекрасные шансы проиграть.

Выборы не создают стимулов как минимум для лучшей работы

Возникает ситуация, когда выборы не создают стимулов как минимум для лучшей работы, а как максимум - для обновления правящей команды, в том случае, если предыдущая не соответствует каким-то качественным показателям. Это - серьезная проблема, и одна из причин этого - слишком жесткая настройка муниципального фильтра. Она сделала возможным в ряде случаев выдвижение от оппозиции лишь номинальных кандидатов. Но есть и вина оппозиции. Показателен пример Брянской области. Я думаю, что если бы кандидат от КПРФ был родом из Брянщины, то его антирейтинг был бы ниже. Так что тут - и фильтр, и ошибочная стратегия оппозиции.

Что касается общего впечатления, то эти выборы можно считать успехом для «Единой России», особенно если учесть голосование во Владивостоке, Калининграде, Ярославле, Твери. Эти города являются для «Единой России» наиболее сложными, но везде «Единая Россия» одерживает победу. В Калининграде переизбирается действующий мэр от ЕР, во Владивостоке побеждает фракция ЕР в городскую Думу, то же самое - Ярославль, Тверь. Тенденция везде примерно одна: победа на фоне очень низкой явки, то есть явки, которая ниже традиционной для подобных выборов.

Калининград и Владивосток не являются городами, которые находятся в состоянии политической спячки.

«Единая Россия» не становится сильнее, и возникают шансы ее переигрывать

В смысле политического участия это не безразличные регионы: просто львиная доля политических избирателей этих регионов не увидела мотивов идти на выборы. Это связано с тем, что «Единая Россия» извлекла некоторые политтехнологические уроки: было меньше пропагандистского официоза, который на самом деле создает антиэлекторат. А вторая причина - это оппозиция, которая разочаровала или не заинтересовала избирателя. Какая из причин весомее, сказать сложно. В любом случае, как мне кажется, «Единая Россия» не становится сильнее, возникают шансы ее переигрывать, но воспользоваться этими шансами некому.

Две яркие фигуры протестного движения, Чирикова и Рыжков, по-своему успешно выступили на выборах, но это - успех, который, я думаю, отвратит их коллег от повторения этого опыта. Я имею в виду то, что появилась возможность получения Рыжковым одного мандата в Алтайском крае, а Чирикова добилась 20-процентного результата в Химках. Ожидания были выше, и, наверное, это воспринимается как нечто досадное. Так что для их коллег, наверное, это демотиватор и повод говорить о том, что они не участвовали в выборах и правильно сделали. Но на самом деле та часть оппозиции, которая исходила из необходимости институализироваться, войти в политическую электоральную борьбу, наоборот, получает подтверждение, что существуют шансы для неплохих дебютов. Свою роль сыграло и то, что часть неноминальных партий, которые сейчас создаются, регистрируются, не успели подойти к выборам с полным пакетом документов, необходимых для участия.