Почему мы забываем уроки прошлого?

На модерации Отложенный

Сегодня, когда пошел девятый год с тех пор, как исламистская угроза распространилась далеко за пределы арабского/мусульманского мира, Запад в целом и США в частности так и не выработали внятной реакции на эту проблему. Чтобы понять степень этой неспособности выработать эффективный ответ исламизму, стоит вспомнить о том, как Запад во главе с Соединенными Штатами противостоял куда более серьезной угрозе, ставившей под вопрос само его существование - угрозе со стороны большевистско-коммунистического СССР, обладавшего ядерным оружием.

Континент в руинах

К концу войны против гитлеровской Германии Европа лежала в руинах, ее население было запугано, пало духом, многим пришлось покинуть родные места. Разорение Старого Света дополнял ущерб от войны с Японией в Азии и на Тихом океане, завершившейся применением атомного оружия. По оценкам, общее число жертв Второй мировой превысило 70 миллионов человек.

Война, начавшаяся вторжением гитлеровского вермахта в Польшу, закончилась взятием Берлина сталинской Красной Армией и разделением Европы надвое. Призрак большевизма/коммунизма, не дававший покоя Континенту с 1917 г., в 1945 году обрел реальность: в восточной части Континента одна тоталитарная тирания сменилась другой. Перед целым поколением американцев, канадцев, британцев и граждан других западных стран - сегодня мы с полным основанием называем их «великим поколением» - и его лидерами, еще не успевшими оправиться от испытаний 1939-45 гг., встала новая задача: сдержать натиск тирании и защитить свободу. И эта задача была выполнена.

В марте 1946 г. Уинстон Черчилль - тогда он не занимал государственных постов - приехал в Миссури - родной штат президента Гарри Трумэна. В Вестминстерском колледже города Фултона он выступил со знаменитой речью «Основы мира» ("The Sinews of Peace"), предупредив американцев о коммунистической угрозе в Европе, разделенной «железным занавесом». Черчилль понимал природу тоталитарного коммунизма столь же глубоко, как в тридцатые годы понял суть европейского фашизма.

Трумэн и тогдашнее поколение американцев восприняли его предостережение со всей серьезностью.

Через год с небольшим, в июле 1947 г., американский дипломат Джордж Кеннан опубликовал в журнале Foreign Affairs статью под названием «Истоки поведения СССР» ("The Sources of Soviet Conduct"). Кеннан всю жизнь изучал Россию, говорил по-русски и в 1944-46 гг. занимал пост советника-посланника американской дипмиссии в Москве.

Сдерживание

Он на собственном опыте убедился в жестокости советской идеологии и был очевидцем того, как СССР осуществлял свои экспансионистские амбиции. Кеннан создал концептуальный фундамент для разработки администрацией Трумэна политики сдерживания СССР.

Незадолго до этого политика «умиротворения», проводившаяся европейскими державами, и американский изоляционизм привели к тому, что в 1945 году разоренная мировым конфликтом планета балансировала на грани торжества тирании.

Однако «великое поколение» оказалось на высоте положения. Оно бросило вызов коммунизму, воплотило в жизнь политику сдерживания, предоставило помощь для восстановления Европы в рамках Плана Маршалла, мобилизовало армии для защиты свободы, покончило с колониализмом, создало Организацию Объединенных Наций и заложило институциональные основы для демократизации и помощи в целях развития по всему миру. Советский коммунизм удалось сначала остановить, а потом и одолеть. Китайские коммунисты превратились в «захребетников» капитализма. И практически все народы мира сегодня отдают предпочтение демократии - независимо от того, понимают ли они сущность этой системы.

Задним числом можно лишь поразиться - особенно на фоне нынешнего разброда перед лицом исламизма - тому, насколько быстро «великое поколение» осознало угрозу, исходящую от советского коммунизма, и предприняло скоординированные ответные действия, в конечном итоге позволившие Западу одержать победу.