Осторожная "перезагрузка" по-кавказски

Когда четыре года назад демократическая администрация США объявила «перезагрузку» отношений с Россией одним из важнейших внешнеполитических приоритетов лидера капиталистического мира, этот шаг вызвал большие надежды во всепланетном масштабе. К сожалению, большая часть упований не сбылась – вереница бархатно-кровавых революций в третьем мире под патронажем США, их упорство в отстаивании ЕвроПРО и вмешательство во внутренние дела нашей страны помешали стать перезагрузке подлинной. Процесс улучшения взаимоотношений Россия – Америка «завис», как говорят программисты. Кто будет заново нажимать политическую кнопочку «reset» (и будет ли жамкать по ней вообще), зависит от итогов выборов президента США в ноябре текущего года.

Сейчас есть хороший шанс на перезагрузку региональных отношений России с Грузией. В закавказской республике – так же, как и в США четыре года назад – свершилась смена власти. Пусть и не исполнительной, а представительной, но весомость грузинского парламента в определении внешнеполитических ориентиров государства всегда была немалой, а согласно новым поправкам к конституции стала еще больше. Очевидным тормозящим фактором выхода отношений двух стран из фазы формального конфликта является продолжающее президентство М.Саакашвили. Но занимать эту должность он сможет еще максимум год, да и возможностей активного бряцанья агрессивной риторикой при правительстве Б.Иванишвили у Мишико будет значительно меньше.

Первые шаги в русле прагматического реализма новые грузинские власти уже продекларировали. Кандидат в министры по делам реинтеграции, известный политолог П.Закареишвили заявил о скором «пересмотре законодательства, касающегося оккупированных территорий». Под термином «оккупированная территория» грузинская политическая элита разумеет независимые государства Абхазию и Южную Осетию. Следует понимать, что речь не идет о признании Тбилиси суверенитета абхазов и осетин, такой шаг в обозримом будущем невозможен. Но сам призыв к смягчению конфликтного закона со стороны новых властей достаточно симптоматичен. Когда будущий министр (не оппозиционер, не журналист, не блоггер – а именно министр) говорит о необходимости «способствовать передвижению населения» и «увеличить товарооборот» - такие фразы ведь достойны первых полос в серьезнейших изданиях, а они остаются почти незамеченными. Когда без пяти минут министр рекомендует «сделать регион привлекательным для туристов – в том числе и иностранных» и «позаботиться об интересах различных этнических групп, проживающих на этих территориях» - это очевидный признак перемен в отношении всего узла послевоенных проблем, доставшегося новым властям Грузии от Саакашвили.

Согласно кинематографическому афоризму «Красота – страшная сила», а экономика в межгосударственных отношениях будет многократно посильнее красоты. Возобновление повседневного товарообмена, поставок энергоносителей в Грузию, а грузинских вин в Россию – что в этом плохого? Что плохого в предоставлении этническим грузинам, компактно проживающим в Гальском районе Абхазии, возможности пересекать границу с метрополией без риска оказаться за решеткой на исторической родине? Самые вопиющие, популисткие формулировки в грузинском законе об «оккупированных территориях» и предлагает ликвидировать П.Закареишвили. Чтобы поездка из России в Грузию через Абхазию или Южную Осетию не грозила туристу штрафом или чем похуже – тем же тюремным сроком, к примеру.

Чтобы перевести «Грузинскую мечту» из области предвыборных призывов в плоскость практических свершений, без нормализации экономического сотрудничества с Россией не обойтись. Не обойтись без возобновления торговых связей и регулярного пассажирского сообщения. Без отмены виз и других бюрократических ограничений. Без отказа от агрессивной риторики и уж тем более от враждебных действий, идущих вразрез с интересами собственной страны. И новые власти Грузии прекрасно все это понимают. Не нужно ждать от них большего, чем готовности к экономическому и культурному диалогу. Дорогу к миру осилят идущие именно по экономическо-культурной дороге. Тем более в условиях отсутствия объездных путей – желание использовать трассы для танков и БТР закавказским политикам отбили надолго и всерьез.

Такая работа ответственна, сложна и при этом медийно-незаметна. Она не будет отмечена спецвыпусками новостей и кричащими шапками на популярных сайтах. Повседневная деятельность в налаживании разорванных «по-живому» связей похожа на воду – капля за каплей она сокрушит любую глыбу проблем. Тогда и перезагрузка «по-кавказски» может стать гораздо успешнее глобальной предшественницы. В ней будет меньше громких слов и пафосных заявлений и больше реальных дел. Из них и складывается настоящая жизнь.