Взрывов на полигоне больше не будет?

На модерации Отложенный

Полигон, на котором произошло чрезвычайное происшествие, решено закрыть.

Напомним, девятого октября текущего года на военном полигоне взорвался арсенал, после чего было решено полностью прекратить уничтожение боевых припасов. При этом батальон, который проводил уничтожение боеприпасов и дислоцировался на Донгузском полигоне, в скором времени планируется расформировать.

По словам Юрия Берга, который в настоящее время занимает должность губернатора Оренбургской области, солдаты и офицеры должны будут получить новые места по распределению для продолжения прохождения военной службы уже в других военных частях, расположенных на территории Центрального военного округа. В настоящее время транспорт с оставшимися боевыми припасами направлен в некоторые другие полигоны того же военного округа.

В настоящее время на территории военного полигона, где произошел взрыв, начали работу сотрудники оперативно-следственной группы, они будут вести расследование причин произошедшего. Сейчас оперативники прорабатывают несколько версий случившегося, в частности, несоответствующее обращение с огнем со стороны военнослужащих.

Представители военного ведомства в тот день, когда произошло чрезвычайное происшествие, сообщали, что пострадавших не зафиксировано, кроме того, весь личный состав удалось отвести в безопасное место. Однако данная информация оказалась несоответствующей действительности. Позднее стало известно, что в результате происшествия пострадал один военнослужащий, им оказался младший лейтенант Алексей Титов. В тот момент, когда появилось задымление на территории склада, младший лейтенант отдал команду своим подчиненным немедленно покинуть территорию склада. При этом офицер лично контролировал действия своих подчиненных. Группа саперов обнаружила младшего лейтенанта лишь через шесть часов, он находился недалеко от рампы, где производилась разгрузка боевых припасов.

Ярослав Рощупкин, который в настоящее время занимает должность начальника группы информационного обеспечения Центрального военного округа, сообщил, что в настоящее время в оренбургской больнице находится офицер с легкой контузией, его состояние врачи оценивают как удовлетворительное. Естественно, будет поднят и решен вопрос об особом поощрении данной офицера, который контролировал выведение около ста человек из зоны чрезвычайного происшествия.

К счастью взрыв боеприпасов на военном полигоне «Догуз» обошелся без каких-либо крупных разрушений и человеческих жертв. Данный случай вроде разрешает военным продолжать уничтожение старых боевых припасов с помощью простого подрыва. Следует отметить, что официальные документы, которые регламентируют уничтожение боевых припасов, содержат очень строгие требования. Соответственно, если выполнять все установленные требования, то чрезвычайных происшествий по идее быть вообще не должно.

Генерал-майор юстиции Евгений Иванов, который в настоящее время занимает должность военного прокурора Центрального военного округа, сообщил, что различные нарушения техники безопасности в процессе ликвидации старых боеприпасов на военном полигоне «Донгуз» были зафиксированы уже несколько раз. Примерно около месяца назад эксперты зафиксировали множество нарушений на данном военном полигоне. Например, такелажные работы со старыми боевыми припасами осуществляли военнослужащие, проходящие срочную службу, не производился должный контроль за проведением данных работ со стороны командования, осмотр военнослужащих, задействованных в данном виде работ производился лишь формально, на территории, где проводились опасные работы, военнослужащие продолжали курить тайком.

Зоны разгрузки боеприпасов и их подрыва не зачищались должным образом от остатков взрывчатых веществ, а также от остатков пороха. На территории не было достаточного количества средств пожаротушения. Кроме низкого уровня дисциплины, а также недостаточного количества профессиональных саперов для проведения таких работ, есть еще и другие важные показатели, которые ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.

По данным сотрудников одного научного центра, который занимается созданием безопасных процессов промышленной утилизации старых боевых припасов, в последние несколько лет Министерство обороны Российской Федерации проводит массовую ликвидацию старых боевых припасов с помощью подрыва. Причем объемы ликвидации все время растут и в настоящее время составляют уже 1,7 миллиона тонн в год. Если сравнить с периодом Великой Отечественной войны, то в то время на фронтах подрывалось примерно два миллиона тонн боевых припасов, которые были начинены, в основном, тротилом. После окончания Великой Отечественной войны СССР начал производить новые взрывчатые вещества, в основе которых была тротило-гексогеновая смесь. Данная смесь была на тридцать процентов более сильная, чем старая взрывчатка.

Соответственно, 1,7 миллиона тонн взрываемых в настоящее время боевых припасов по своей силе даже больше, чем два миллиона тонн, которые взрывались во время Великой Отечественной войны. То есть можно сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации уже три года подряд проходят «фронтальные битвы», их силу и последствия можно сравнить только с тем, что было на территории нашей страны во время войны.

Для ликвидации старых боевых припасов расходуется около двухсот тысяч тонн взрывчатых веществ, а также примерно триста двадцать тысяч тонн порохов, все это можно было бы применить вторично. Помимо этого, в порошок превращается примерно тысяча двести тонн стали высочайшего качества, сотни тонн серебра и золота, пятьдесят тысяч тонн медноникелевого сплава, а также рафинированной меди. Кроме того, в результате взрывов происходит выброс в атмосферу около ста тысяч тонн различных токсичных продуктов горения, а также продуктов детонации, в частности, свинец, канцерогенные вещества, хлориды водорода, ртуть, а также очень вредные оксиды азота.

Следует отметить, что решить эту серьезную проблему можно, поскольку в настоящее время существуют различные абсолютно безопасные технологии промышленной ликвидации старых боевых припасов. Нужно сказать, что начиная с 2005 года, в процессе промышленной утилизации старых боевых припасов по данным технологиях не было зафиксировано ни одного чрезвычайного происшествия. Использование данных технологий четко расписано в программе под название «Промышленная утилизация вооружений и военной техники в период 2011 – 2015 г.г.». При этом главным государственным заказчиком разработки данной программы значится Министерство обороны Российской Федерации. Тем не менее, было принято решение просто взять все старое и взорвать. Тем временем все видят как осуществляются эти взрывы.