Денина поставили в положение хуже губернаторского
О Николае Денине, взрыве на птицефабрике «Снежка», криминальном авторитете «Емеле», и о том, как Жириновский дважды «десантировался» на Брянщину — спасать «Единую Россию» от собственных партийцев.
Губернаторские выборы в Брянске стали настоящим праздником для журналистов и политологов. Исход голосования абсолютно неясен, как, впрочем, и то, состоится ли голосование вообще. Прокуратура Брянской области не согласилась с решением областного суда, признавшего незаконным решение о регистрации Николая Денина кандидатом в губернаторы, и направила апелляционное представление в Верховный суд. Дата рассмотрения апелляции неизвестна. До выборов осталось четыре дня.
Впервые за долгие годы Николай Васильевич Денин столкнулся с неприятностями реальной политики. Главная сенсация — решение областного суда о незаконности регистрации Денина в качестве кандидата — вызывает самые разные оценки.
Есть восторженные: «Это чудо российского правосудия, доказательство того, что в России работают законы». Как правило, такую оценку дают необстрелянные, романтичные люди, которые рады влюбляться во все неожиданно-позитивное. Ну и коммунисты, во главе со своим кандидатом Вадимом Потомским тоже что-то подобное говорят. Впрочем, с их стороны так говорить — это нормально.
Люди поопытней, и при этом не являющиеся членами КПРФ, понимают, что не бывает такого, чтобы 10 лет суды и законы в России не работали, особенно во время выборов, а тут вдруг заработали, и именно в Брянске, и именно в канун борьбы за губернаторский пост.
Вопрос в том, с какой стороны сработало «телефонное право», и каковы будут последствия судебного вердикта.
Например, сам Николай Денин, его однопартийцы и статтелиты из ЛДПР на публику заявляют что «во власть рвется криминал» и решение облсуда можно объяснить только «правильным заходом» людей Потомского в этот суд. Обвинение кандидата от КПРФ в криминальных связях выглядят, мягко говоря, дерзко на фоне громких коррупционных скандалов вокруг брянской обладминистрации, которые сотрясали область все последнее время — но об этом чуть ниже.
Независимые эксперты, понимая, что областной суд получил некий сигнал, не могут сойтись во мнении по поводу источника этого сигнала. Например, политолог Павел Салин считает, что все дело в мятеже местных элит.
«Денин нажил себе достаточно много врагов на Брянщине. Думаю, что эти враги и дали о себе знать в критический момент. Не считаю, что за этим стоит Москва, скорее какие-либо местные круги, которые недовольны Дениным», — сказал Салин в интервью «Особой букве». При этом политолог затруднился хотя бы примерно очертить круг этих недовольных Дениным влиятельных брянцев: «Фамилий я бы не хотел никаких называть, потому что доказательств все равно нет».
С Салиным трудно согласиться, так как за время ничем не ограниченного периода монополии единороссов на власть никаких влиятельных группировок, недовольных Дениным и имеющих ресурсы надавить на областной суд, да еще и вопреки федеральной воле, просто не осталось.
Поэтому более разумным было бы искать инициаторов внезапной интриги все же в столице. Скорее всего, благодаря Николаю Денину мы имеем дело если не с расколом, то с первой реальной трещиной в глыбе федерального правящего олимпа.
То, что Москва не едина в отношении к брянской битве — очевидно. Ясно, кто является союзниками Денина в этот сложный для него момент: это руководство «Единой России», Центризбирком и люди Вячеслава Володина в Администрации президента. Вопрос в том, кто является врагами Денина, и чем он так насолил этим могущественным людям, ведь решение областного суда о снятии с выборов действующего главы региона — это решение могущественных людей.
Есть и еще одно свидетельство могущественности этой загадочной группы — это сам факт гиперэнергичной избирательной кампании «варяга» Вадима Потомского, столь не похожей на беспомощные действия местных возрастных коммунистов. Вполне возможно, неприязнь к Денину сконцентрирована в силовых структурах: им есть за что недолюбливать Николая Васильевича, постоянно влипавшего в скандальные эпопеи.
Например, несколько месяцев назад губернатор распорядился выделить из резервного фонда брянской области более 20 млн рублей на ликвидацию последствий взрыва в одном из цехов родной ему птицефабрики «Снежка». До занятия губернаторского кресла директор «Снежки» Денин владел контрольным пакетом акций фабрики, а сейчас 28,5 процентов ее акций принадлежат губернаторской супруге, и столько же — губернаторской племяннице.
Авария на «Снежке», по оценкам экспертов, имела локальный характер, никакой угрозы для жителей окрестных территорий не представляла, а потому ее последствия должны были устраняться силами самого предприятия и за его счет.
Но целых 20 млн из областного бюджета ушли на «восстановление разрушенного кормового цеха». Главное управление экономической безопасности и противодействии коррупции МВД проводило соответствующую проверку и нашло признаки злоупотребления должностными полномочиями. Материалы были переданы в Следственный комитет РФ.
Отдельная история — предполагаемые связи Николая Денина с организованной преступностью, в частности, с так называемой «бригадой Емельянова», «Емели». Один из бывших боевиков бригады «Емели», являющийся свидетелем по уголовному делу, возбужденному в отношении этого объявленного в розыск «авторитета», рассказывал прессе о взаимоотношениях «Емели» и Денина. В частности утверждалось, что Денин заказывал Емельянову физические «наезды» на своих оппонентов. А по области ходят слухи, что сын Николая Денина и сын находящегося сейчас в бегах Емельянова благополучно занимаются в Брянске маршрутными перевозками.
На фоне такой информации, повторим, диковато выглядит пропаганда Николая Денина и приехавшего ему на подмогу Владимира Жириновского о криминале и возврате в 90-е в случае победы коммуниста Потомского.
Вообще, активная роль Жириновского, приехавшего снимать собственного кандидата в угоду «Единой России», удивила некоторых людей в Москве. На самом деле удивительного тут нет ровно ничего: «десант» Владимира Вольфовича на Брянщину спасает Денина уже второй раз — первый раз было в 2006 году.
Брянский политолог Валентина Хусаенова, бывшая в то время секретарем областной избирательной комиссии, рассказала «Особой букве» о том, как проходили довыборы в Госдуму по брянскому одномандатному избирательному округу:
«В выборах участвовали кандидат Денина Виктор Малашенко, коммунист Василий Шандыбин и кандидат от ЛДПР Валерий Храмченков, а также независимый кандидат Лидия Аминева. Вся мощь административного ресурса была брошена на проталкивание в думу Малашенко, остальным кандидатам чинились все мыслимые и немыслимые препятствия в работе: сотрудники ЖКХ уничтожали агитационные плакаты и листовки, кандидатам не предоставлялись помещения для встреч с избирателями».
В этих душных условиях административного произвола все конкуренты Малашенко за несколько дней до даты голосования приняли решения снять кандидатуры и бойкотировать выборы — причем идею подал именно Храмченков, на свой страх и риск, идя против воли Жириновского. И Шандыбин, и Аминева, и Храмченков сняли свои кандидатуры, и превратили выборы безальтернативные де-факто в выборы безальтернативные де-юре со всеми вытекающими последствиями.
Как рассказывает Хусаенова, на следующий день Храмченков, зная крутой нрав своего вождя, погрузил семью в машину и выдвинулся в сторону Смоленска, чтобы пересидеть опасный период вдали от дома. Не получилось: Жириновский уже прилетел в Брянск, спасать избрание в парламент денинского ставленника. «Соколы Жириновского» перехватили машину Храмченкова, и вскоре лидер ЛДПР триумфально привез в тот же областной суд письменный отзыв Храмченковым подписи под заявлением о снятии с выборов.
Выборы состоялись по намеченному в «Единой России» сценарию. Среди городских элит еще долго ходили слухи о том, насколько жестко обращался лидер ЛДПР с мятежным Храмченковым на трассе Брянск-Смоленск, «уговаривая» его вернуться в качестве декоративного конкурента единороссов.
Валентина Хусаенова отмечает, что в 2006 году Владимир Жириновский кричал на заседании облизбиркома, что комиссия «срывает выборы». «Теперь же Жириновский сам приехал срывать выборы, но цель его — ровно такая же, как и в 2006-м — спасти Денина и «Единую Россию», — говорит наша собеседница.
Впрочем, удастся ли спасти Николая Денина на сей раз — большой вопрос. Даже если Верховный суд встанет на сторону московских союзников губернатора и оставит его в избирательном бюллетене — по репутации единоросса нанесен непоправимый удар как раз в глазах тех самых региональных элит. Политический вес Денина потерял многие сотни тонн, осечка в облсуде для губернатора путинской России — признак тотальной профнепригодности.
Вполне возможно, что в оставшиеся до выборов дни и в сам день голосования административный ресурс уже не будет работать так четко и слаженно — что уж говорить о втором туре. «Акелла промахнулся», — уже разносится над Брянщиной. Хотя, конечно, сравнение Денина с киплинговским волком — неприлично лестное для единоросса.
Если же Верховный суд окончательно выбьет Денина, то выборы будут перенесены на будущий год. Неизвестно, как сложится при таких раскладах судьба Потомского, но вот в политической биографии Денина точно перевернется последняя страница.
Комментарии
а жирик и раньше не был у меня в чести -
теперь совсем ниже плинтуса