Алишер Усманов вряд ли вернет инвестиции в Yota
Журнал "Компания" раскрывает некоторые подробности одной из крупнейших сделок на телекоммуникационном рынке России.
Весной 2012 года, когда готовилось слияние активов "МегаФона" (частично принадлежащего Алишеру Усманову) и компании "Скартел" (бренд Yota), экспертное сообщество говорило о том, что третьей компанией в этом "союзе" станет "Ростелеком". В этом случае "МегаФон" и "Ростелеком" получали доступ к частотам LTE на всю Россию, а "Скартел" - готовую инфраструктуру обоих операторов. Данная модель позволила бы эффективно объединить ресурсы трех компаний (новые технологии, мобильная связь, сетевая инфраструктура). Однако слияние не состоялось, а Yota в итоге была продана по завышенной цене, что сильно удивило экспертное сообщество.
"Теневым комбинатором" этой сделки, по версии издания, можно назвать Сергея Адоньева. Начав бизнес в 90-х годах с торговли сахаром и лесом, он, по данным журнала "Форбс", был приговорен в США к 2,5 года тюрьмы (ему предъявлялись обвинения в нарушении эмбарго, отмывании денег, мошенничестве с использованием электронных средств коммуникации) и сталневъездным в эту страну. Затем Адоньев основал компанию по импорту фруктов JFC, обанкротившуюся в этом году.
К этому времени сам Адоньев уже успел выйти из "фруктового бизнеса" и занялся телекоммуникациями, создав Yota, в которую ему удалось привлечь инвестиции "Ростехнологий". Но затем этот финансовый поток иссяк, и пришло время объединения с другими телекоммуникационными активами. По версии "Компании", возникшую проблему с "Ростелекомом" Адоньев пытается решить путем смены руководства с целью последующего захвата недостающего для тройственного союза актива.
Именно смена топ-менеджмента "Ростелекома" стала одним из первых предложений нового руководства Минкомсвязи. Как писала газета "Известия", на пост главы госкомпании предлагалась кандидатура Игоря Широкова, ныне замдиректора по инфраструктуре "МегаФона". По сведениям источника "Известий", рекомендации в этом вопросе глава ведомства Николай Никифоров давал с подачи своего заместителя Дениса Свердлова.
"Известно, что Адоньева и нынешнего замминистра (связи - прим. ред.) Дениса Свердлова связывают давние тесные узы. Именно Адоньев был тем человеком, который пролоббировал Свердлова на должность замминистра", - отмечает "Компания".
Именно этими биографическими фактами, по мнению издания, объясняются мотивы заявления Никифорова о том, что "Ростелеком" не должен развивать наиболее прибыльный сегодня и динамично растущий сектор беспроводного широкополосного доступа. "Его провода приходят в максимальное количество населенных пунктов и домохозяйств. В этом и определяется его стратегическая роль для государства, "Ростелеком" должен сыграть ключевую роль именно в развитии проводного широкополосного доступа", - заявил министр на телеканале "Дождь".
Такая позиция министерства, ограничивающая развитие основного государственного телеком-актива инфраструктурным сегментом, делает его уязвимым и фактически - идеальным объектом поглощения со стороны более мобильных структур, что соответствует интересам предприимчивых авторов схемы, пишет "Компания". Тому же служит и попытка сменить топ-менеджмент госкомпании на более лояльный.
Но воплотить этот сценарий в жизнь оказалось не так просто, отмечает издание. В частности, инициативы команды Никифорова по смене руководства "Ростелекома" остаются без внимания в Кремле. Как заявил пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков, "такой вопрос не стоит на повестке дня".
В этих условиях, пишет "Компания", Алишер Усманов, который вложил огромные деньги в проект Yota в расчете на быстрый возврат инвестиций, оказывается в патовой ситуации. Без контроля над "Ростелекомом" возврат средств в предложенную ему бизнес-схему невозможен. А обеспечить контроль над "Ростелекомом" Адоньеву пока не удается. Поэтому ему будет сложно объяснить партнеру по бизнесу столь высокую цену за Yotа, отмечает издание
Комментарии
Ростелеком и его руководство разогнать нужно давно. Это сборище родственников, половина из которых не имеет профильного образования.
Любой бизнес в России начинают только используя родственные
связи и административный ресурс.
Любой бизнес в России используют только для того, чтобы "отбить бабки",
вложенные в этот бизнес. А что присходит потом, есть ли кому-то польза
от их бизнеса, никого не интересует.
В бизнесе, как и в жизни - каждый за себя и для себя. "Ничего личного !".
Абоненты телекоммуникационных сетей так расчитывали на быстрый возврат инвестиций Алишеру Усманову , и вдруг облом .