"Единая Россия" восстала против себя

Показательное изгнание из храма депутата Гудкова, казалось бы, развеяло последние сомнения во всесилии «Единой России». И правильно казалось. Но не все правильно поняли, насколько далеко зашло дело.

У всякого могущества есть предел. Если Бог всемогущ, то может ли он сам себя уничтожить? На этот вопрос теологи отвечать не любят, ибо он приводит к логическому противоречию. А как насчет унтер-офицерской жены? Она, конечно, женщина серьезная и со связями, но высечь самое себя - даже для нее проблема нерешаемая. Так вот, «Единая Россия» смогла сделать то, что неподвластно ни Богу, ни унтерше.

А дело было так. Как только кресло Гудкова опустело, встал вопрос о том, кто его займет. По закону «Справедливая Россия» должна была передать мандат Гудкова кому-то из своего московского партсписка. Этим кем-то стал член центрального совета партии Александр Тарнавский, занимавший в списке третье место. «Единая Россия» возмутилась: а почему, собственно, вы двигаете в депутаты третьего? У вас что, второго нет?

Эмоции единороссов понять можно: вторым номером у «Справедливой России» числился беспартийный экономист Никита Кричевский, которого при некоторых усилиях можно было переманить в свои ряды, а вот партийный функционер Тарнавский таких перспектив не сулил.

Морально осудив «Справедливую Россию» за циничные манипуляции, но не в силах оспорить ее решение, «Единая Россия» оспорила в Конституционном суде саму статью 89 Закона о выборах, описывающую порядок передачи вакантного мандата.

Ну и что тут такого невероятного? Невероятно смешно то, что единороссы подали в суд на самих себя. Оспариваемая процедура была внесена в Закон о выборах в апреле 2007 года именно по инициативе партии власти, хотя до этого вакантные мандаты распределялись ЦИКом строго в порядке номеров кандидатов в партсписках. Более того, автором этой, как теперь выясняется, несправедливой и неконституционной поправки был очень авторитетный член «Единой России», заслуженный юрист РФ Владимир Плигин, уже тогда занимавший пост главы комитета по конституционному законодательству. Так что сослаться в суде на то, что эту ужасную норму придумали какие-то другие, неправильные единороссы, за грехи которых нынешние партийцы не в ответе, у действующих депутатов вряд ли получится.

Но самое смешное, похоже, еще впереди. Настоящее веселье начнется, если опальный Геннадий Гудков вернется в Думу, воспользовавшись еще одной единороссовской придумкой.

Дело в том, что, согласно той же поправке в статью 89, зарегистрированный кандидат из партсписка «вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз». При этом никаких ограничений для второго пришествия в Думу тех, кто был насильственно лишен полномочий, в законе нет, за исключением одного: выбывший не может получить место, ставшее вакантным вследствие его же ухода. Но если Тарнавский сначала будет зарегистрирован депутатом (это должно произойти 10 октября), а затем добровольно сложит полномочия, то этот вакантный мандат будет уже не мандатом Гудкова, а мандатом Тарнавского. И «Справедливая Россия» сможет совершенно законно вручить его Гудкову.

Понятно, что ничего подобного «Единая Россия» в виду не имела, когда вносила и принимала эту поправку. В 2007 году она лишь хотела помочь тем своим губернаторам, которые возглавляли региональные списки партии власти в качестве «паровозов», а затем отказывались от мандатов, - чтобы даже после отказа у них оставался второй шанс занять теплое депутатское кресло в случае безвременной отставки. А мысль о том, что этой нормой может воспользоваться еще и кто-то из чужих, единороссам и их кремлевским кураторам в голову просто не приходила. Хотя, наверное, должна была бы прийти. Ведь, то и дело меняя законы в интересах конкретных людей и партий, депутаты все же облекают их в форму общих юридических норм. А это означает, что рано или поздно даже такая новация может пригодиться и кому-то другому.

И что же теперь со всем этим делать «Единой России»? Может, каждый раз прямо так и писать в законе: мол, этот текст или эта поправка относится только к партии власти, всем прочим сюда лезть не надо, а вот этот текст, наоборот, не про нас, а про вас, дорогая оппозиция? Но так вроде бы нигде в мире не делается, больно уж по-дикарски получается.

А потому выход один. Надо идти в Конституционный суд и требовать: вы тут толкованием законов занимаетесь, вот и растолкуйте всем раз и навсегда, что если «Единая Россия» принимает что-то для себя и под себя, то пользоваться этим никому другому категорически не дозволяется. И чтобы это была, как говорил профессор Преображенский, «окончательная бумажка, фактическая, настоящая, броня!».