Что на самом деле выбрала Венесуэла?

Обозреватели констатируют: значит, страна и дальше пойдет по пути христианского троцкизма, который за последние годы сделал жизнь миллионов граждан заметно лучше.

В минувшее воскресенье в Венесуэле состоялось главное политическое событие этого года: очередные президентские выборы. Семь кандидатов приняли участие в электоральной гонке. Однако шансы на победу, по мнению политологов, были только у двоих: действующего президента страны Уго Чавеса, который пользуется поддержкой беднейших слоев страны и среднего класса, и Энрике Каприлеса, представляющего интересы наиболее состоятельных венесуэльцев.

Выборы - это спокойно и весело

После подсчета 90% бюллетеней Национальный избирательный совет Венесуэлы объявил, что Чавес уже победил. Он набрал 54,4% голосов. Его главный конкурент Каприлес отстал от него почти на 10 %, получив на выборах поддержку 44,9% голосов. В абсолютных цифрах за Чавеса проголосовали более 7,4 миллионов венесуэльцев.

По закону, Национальный избирательный совет имеет право объявить победителем одного из кандидатов после того, как его преимущество в ходе подсчета голосов оказывается необратимым.

В Венесуэле существует 56 зарегистрированных политических партий, каждая из которых имеет право выдвигать своего кандидата на президентский пост. При этом партии могут создавать предвыборные блоки и совместно поддерживать одного кандидата. Того же Каприлеса выдвинули сразу 22 оппозиционные партии. В ходе выборов он, к тому же, добился весьма широкой поддержки: за него отдали голоса более шести миллионов избирателей.

Что касается Чавеса, то он опирался на правящую Единую социалистическую партию Венесуэлы и десять примкнувших к ней социалистических и коммунистических политических организаций.

К слову, не смотря на жесткую предвыборную риторику, и Чавес, и Каприлес решили сохранить правила хорошего тона. Например, за час до оглашения предварительных результатов Каприлес сказал, что вне зависимости от того, победит он или проиграет - он все равно позвонит своему противнику, чтобы дать понять, что признает победу действующего президента легитимной. Сам же команданте, отвечая на вопрос журналистов о том, что он намерен сказать после выборов лидеру оппозиции, - заявил, что не знает этого.

«В зависимости от ситуации», - улыбнулся венесуэльский лидер.

Кроме политической свободы, порядок на выборах обеспечивали 139 тысяч военных, взявших под охрану избирательные участки. Впрочем, учитывая, что в выборах приняли участие 19 миллионов венесуэльцев, нельзя сказать, что для обеспечения порядка понадобились «железная рука и армейские штыки». Скорее наоборот: по признанию главы Национального избирательного совета Тибисай Лусена, нынешнее голосование прошло «спокойно и весело».

В чем секрет верности электората?

Обозреватели отмечают, что Чавес и Каприлес олицетворяют две принципиально разные стратегии политического и экономического развития страны. Команданте упорно держит курс на построение «боливарианского социализма», методично создает общедоступную систему образования и здравоохранения, развивает производящие сектора экономики. Его оппонент - наоборот, отстаивает интересы богатейших людей Венесуэлы, а также групп, тесно связанных с международными корпорациями, банковским сектором и СМИ.

В определенной степени состязание между Чавесом и Каприлесом было «битвой титанов», - отмечают обозреватели. На стороне красного президента оказались массы людей, живущих «на одну зарплату», а на стороне оппонента - поддержка денежных мешков и масс-медиа.

Те не менее, социально ориентированный курс, выбранный Чавесом, уже несколько раз приносил ему неоспоримую победу. Его избирали на высший государственный пост три раза: в 1998, 2004 и 2006 годах. В 2002-м страна в буквальном смысле восстала, когда заговорщики попытались отстранить Чавеса от власти. Позже полиции приходилось не столько разгонять участников «цветной революции», сколько защищать их от рабочей молодежи, объявившей настоящую войну тем, кто вышел на улицы требовать «демократии» по рецептам США.

Политологи не сомневаются, что Чавес и дальше продолжит курс христианского троцкизма, который проводит последние 14 лет. Ну а Каприлесу пока досталось только поздравить победителя и посоветовать ему учитывать тот факт, что значительная часть граждан все-таки не разделяет его политических взглядов и экономических начинаний.