Турция стремится расширить свое влияние на Балканах

Турки снова захватывают Балканы. Такое утверждение часто можно прочитать в газетах в Загребе, Белграде, Сараево, Приштине и т.д. Бывшие несколько сотлетий назад оккупанты, однако, возвращаются в регион не как завоеватели, а как инвесторы и торговцы.

В последнее время турки расширяют влияние и в области массовой культуры: несколько миллионов граждан Хорватии, Сербии, Боснии и Герцеговины вечером неподвижно сидят у телеэкранов, на которых чередуются сентиментальные сцены из жизни султана Сулеймана и его любимой Роксоланы.

Турция расширяет и политическое влияние: ее чиновники в недалеком прошлом влияли на нормализацию отношений между Белградом и Сараево, а также на преодоление недоразумений между населением Боснийской национальности в Сербии и Белградской властью. Премьер- министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган на прошлой неделе в Сараево, столице Боснии и Герцеговины, заявил, что его страна стремится увеличить инвестиции в регионе и призвал боснийскую власть направить в Анкару многочисленную делегацию для обсуждения экономического сотрудничества.

Боснийские сербы предпочитают скорее Москву, чем Анкару

После войны турецкие институты принимали участие в восстановлении городов, в частности памятников культуры, образовательных и религиозных учреждений. Сейчас компании из Турции инвестируют в частности в модернизацию шахт и в пищевую промышленность. «Хотя некоторые иногда преувеличивают, турецкие политические деятели очень прагматичные, особенно если речь идет о заявлениях Эрдогана, когда он прибывает в Боснию.

Целью всего, что делают турецкие власти под руководством Партии справедливости и развития, является укреплением экономики Турции, которая сейчас является региональной силой, а вскоре станет и глобальной», — говорит бывший посол Боснии и Герцеговины в Турции Хайрудин Сомун.

Не все граждане одинаково относятся к расширению турецкого присутствия в Боснии и Герцеговине. Это, в частности, касается политических лидеров боснийских сербов, которые смотрят преимущественно в сторону Белграда и Москвы. Депутат в боснийском парламенте Душанка Майкич отмечает, что не видит аргументов, которые показали бы о том, что Турция интересуется экономикой Сербской республики в составе Боснии и Герцеговины. «С политической точки зрения, турки не показали готовность понять две другие стороны — сербов и хорватов. Они поддерживают только боснийцев», — говорит она.

В целом зарубежные инвестиции в боснийскую экономику в прошлом году составляли только 313 миллионов евро. На первом месте Россия, далее следуют Австрия и Сербия. Наибольшим препятствием для зарубежных экономистов остаются политические споры лидеров трех национальностей. Для принятия каждого решения на государственном уровне необходим консенсус, т.е. согласие представителей боснийцев, сербов и хорватов. А в большинстве случаев одна из сторон шантажирует других, обусловливая свой ​​голос определенными поступками. Поэтому теперь, например, заблокированы 400 тысяч евро от Международного валютного фонда.