Игорь Николаев: массовых увольнений не будет
В конце сентября министр экономического развития Андрей Белоусов выступил на заседании правительства с докладом «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». У заместителя председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вячеслава Новикова было три варианта прогноза: умеренно оптимистичный, консервативный и «неумеренно оптимистичный». Выбрана была концепция, основанная на умеренно оптимистичных ожиданиях. «Насколько он реалистичен? Думаю, будем поступать как во все предыдущие годы, менять прогноз и корректировать бюджет», – добавил Новиков. Прогноз соцэкономразвития на 2013 и два последующих года предусматривает цену на нефть около $100 за баррель и рост ВВП в районе 4%. Многие эксперты не верят в реалистичность таких оценок.
Сегодня в Международном пресс-центре РИА «Новости» прошел круглый стол, где состоялось обсуждение этого прогноза. Slon цитирует фрагмент выступления директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева:
«Главное, что нас не удовлетворяет в прогнозе, исходя из которого сформирован проект федерального бюджета, – это то, что основные макроэкономические показатели, и в первую очередь рост ВВП, не являются достоверными. Следовательно, нарушается статья 37 Бюджетного кодекса: принцип достоверности бюджета. Рост ВВП в 3,7% – именно этот показатель мы ставим под сомнение. По нашей оценке, роста экономики в следующем году не будет. В лучшем случае он будет нулевым. Что это значит, допустим, с точки зрения доходов бюджета? Это означает, что доходы будут меньше, как минимум, на 500 млрд рублей. Мы видели, сколько было дискуссий и баталий по поводу 100 млрд рублей, которые нашли у «Роснефтегаза». А здесь может быть в 5 раз больше недополучено из-за того, что экономика расти не будет. Что же все молчат?
Почему мы столь категоричны в своей оценке? Любой прогноз исходит из нескольких параметров (во всяком случае мы стараемся этого придерживаться). Во-первых, любой прогноз исходит из тех тенденций, которые уже сейчас складываются, во-вторых, с учетом тех факторов, которые будут действовать в прогнозном периоде.
Кратко о тех тенденциях, которые сейчас складываются. Несколько дней назад у Росстата вышел довольно скучный показатель – выпуск товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности.
Там роста в августе по сравнению с июлем нет. А между прочим, выпуск товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности – это около 70% ВВП. Нас обычно обвиняют в пессимизме, а мы, оказывается, были оптимистами. Мы говорили, что к концу года рост экономики прекратится, а тут уже в августе торможение российской экономики очевидно происходит. И вот с такой тенденцией мы входим в следующий год, в котором почему-то ожидаем почти четырехпроцентный рост. Откуда? Какие факторы повлияют? Вы на что надеетесь, на внешний спрос? Он ослабевает, посмотрите: еврозона, Китай, в Америке с этим «фискальным обрывом» еще интересные вещи будут. Внутренне-инвестиционный спрос? У нас показатель в августе по инвестициям в капитал самый низкий за этот год. Потребительский спрос? Ну вроде 4,3% роста в августе показала торговля в годовом измерении, что в два раза меньше, чем в начале года. Инновации? Ну, об этом даже не будем говорить – знаете ли, несерьезно. Поэтому получается, что год мы заканчиваем с явно обозначившейся тенденцией к торможению, а новых факторов, которые ускорили бы, нет. Поэтому и получается, что у нас главная претензия к прогнозу: он исходит из того, что экономика будет расти примерно так, как сейчас. А мы говорим, что она расти не будет.
Мы рискуем повторить ошибку четырехлетней давности. Напомню, что в 2008 году приняли федеральный бюджет на 2009 год, исходя из прогноза, что экономика вырастет на 6,7%. Конец ноября 2008 года – разгар кризиса, уже все падало, уже все валилось! А мы такой бюджет принимаем. В конце апреля вынуждены были принять другой федеральный бюджет, исходя из прогноза, что в 2009 году экономика снизится на 2,1%, а экономика упала на 7,8%. Разница в 14,5 процентных пункта между прогнозом и тем, что было в реальности! Сейчас рискуем попасть в такую же ситуацию, если оставим текущий прогноз.
Что будет в следующем году с обычными гражданами? Ну, исходя из правительственного прогноза, все хорошо. А как на самом деле или как мы прогнозируем (хотя нет, воздержусь от слов «на самом деле» – это нескромно) – другой вопрос. Мне кажется, что радужной картины не будет. Наша жизнь – жизнь обычных людей – в условиях нестабильной экономики не может выглядеть безоблачно. Но это не будет шоком (хотя бы этому можно порадоваться): резкого падения, массовых увольнений не будет. Но будет ухудшение общего экономического состояния».
Комментарии