Госкорпорация «Северный Кавказ»

На модерации Отложенный

Медведев завершил эпоху покорения горцев.

Президент России принял, пожалуй, самое мудрое решение за все время своего правления, создав отдельный Северо-Кавказский федеральный округ, назначив там своим полпредом Александра Хлопонина и существенно расширив его полномочия до уровня вице-премьера. Эпоха покорения Кавказа закончена, специфические горские понты проигнорированы, вместо липовых академиков и менеджеров-заочников на кавказскую сцену выходит настоящий кандидат экономических наук и государственный менеджер Хлопонин. Но дело отнюдь не в Хлопонине.

Решение президента назначить северокавказским представителем красноярского губернатора кажется парадоксальным и неожиданным только для косных наблюдателей, ожидавших увидеть на этом посту либо очередного силовика вроде генералов Еделева или Иванова, либо кавказца - Кадырова или Гуцериева, либо кого-то из прежней обоймы навроде Дмитрия Козака, многоопытного в кавказских делах, но не по-кавказски тихого.

Эти прогнозы основывались на неверных и опасных стереотипах. Например, о том, что Кавказ понимает только силу. Или что на Кавказе может управлять только кавказец, искушенный во всей этой специфической кавказской реальности. Президент Медведев поступил грубо. Невзирая на бесчисленные менталитеты, клановость, воинственность и прочие глупости. Поступил грубо и правильно. Эпоха покорения Северного Кавказа закончена. Брутальные генерал-губернаторы с квадратными подбородками и зычным голосом оставлены в прошлом. Воинственный регион поставлен в один ряд с остальными вполне мирными субъектами Федерации. А значит, и сибиряк вполне сможет с ним управиться, были бы навыки.

Главная ошибка предыдущих российских правителей с незапамятных времен и до Путина заключалась в том, что они экстраполировали свои сугубо российские имперские комплексы на куда более простодушное и менее амбициозное население Северного Кавказа. Когда Дудаев объявил независимость, Ельцин вместо того, чтобы договориться с обезумевшим генералом, всерьез пошел на него войной. Обрушил всю имеющуюся в его распоряжении военную мощь, за исключением атомной бомбы. Как будто Чечня и впрямь намеревалась развалить Россию, как будто представляла смертельную угрозу для всей страны. Куда правильнее было приласкать Дудаева, оказать ему знаки внимания, присвоить звание маршала, обдурить и купить туземца, в крайнем случае устранить вместе с соратниками, на благо и России в целом и Чечни в частности. Но вдарили не по Дудаеву, а по всему населению республики, не разбирая ни вероисповедания, ни национальности. Этой бездарной войной Ельцин легитимизировал чеченское сопротивление на многие годы вперед. Плоды этой войны мы пожинаем и по сей день, так как она расползлась почти по всему региону и напоминает о себе до сих пор пусть и не смертельными, но болезненными уколами.

Кавказцы не опасны для России в глобальном смысле. Просто потому, что они никогда не осознавали себя как сверхдержава. Не мечтали о создании империи. И вообще не исповедовали никаких сверхидей. Все эти имараты и халифаты, весь этот дешевый арабский импорт будоражат умы абсолютного кавказского меньшинства, и то только до тех пор, пока федеральный центр не предложит чего-нибудь более вкусного.

На Кавказе вообще не существует идеологии в привычном нам смысле слова. Кавказцы не мечтали запустить человека в космос или провести у себя Олимпиаду. Их цели всегда отличались большей конкретностью и прагматичностью.

Не покорять целину, а съездить на шабашку в ту же Сибирь, чтобы построить в конце концов добротный дом где-нибудь в Старых Атагах, на благо своим детям и внукам. Из этой священной любви к своему дому и роду вытекает и кавказская воинственность. Чужое возьмут, если получится, не получится - возьмут в другом месте, но за свое кровное - порвут любого, не щадя ни себя, ни родных. Вот и вся кавказская идеология, скаредная, сугубо буржуазная, а следовательно - экономическая. И поэтому назначение опытного бизнесмена и государственного менеджера Хлопонина на пост полпреда президента на Северном Кавказе выглядит и логично, и дальновидно.

Но дело не в Хлопонине как таковом. Куда важнее выделение мусульманского Северного Кавказа (мусульманского, разумеется, за исключением Ставрополья и части Северной Осетии) в отдельный округ. Южным округом в том виде, в котором он существовал до нынешнего указа президента, невозможно было управлять эффективно. Да и спросить с полпреда толком было нельзя. Северный Кавказ терялся в огромных расстояниях Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей. И даже такой крупный чиновник, как Владимир Устинов, просто физически не мог держать в руках всю эту громадную территорию. Медведев же одним махом приблизил к себе Северный Кавказ, как папку на рабочем столе, расположив свое представительство в непосредственной близости от этой еще не остывшей точки - в Пятигорске. Из Пятигорска до любой кавказской столицы в среднем час езды на бронированном "Мерседесе". Кроме того, исключительные полномочия Александра Хлопонина дают однозначный сигнал всем кавказским лидерам. Это не синекура, не формальный офис с двуглавым орлом, это действительно полномочный представитель. И не только президента, но и правительства, которое, между прочим, возглавляет культовая для северокавказских правителей личность - Владимир Путин. И вот эта новая структура управления Северным Кавказом и есть самая главная находка Медведева. Уйдет Хлопонин, уйдет Медведев, а Северо-Кавказский округ останется, представительство в Пятигорске останется, и будущему правителю нужно будет только правильно наполнять эту структуру.

Силой Кавказ покорить толком не удалось, чиновничьи методы с учетом качества наших чиновников чреваты коррупцией. Так получите топ-менеджера. Дальше только дустом. Кажется, российская власть решила поуправлять Кавказом не как специфическим регионом с разношерстным и непростым населением, а как огромной фирмой, холдингом, госкорпорацией. В которой не республики - а отделы и управления, не президенты, а менеджеры, не правоохранительные органы, а служба безопасности. Не люди - а персонал. Этакая корпорация "Северный Кавказ". Открытое акционерное общество. Вот только увольнять из этой конторы никого нельзя, разве что Доку Умарова за прогулы и нелояльность. Чем и занимается сейчас с переменным успехом один из кавказских топ-менеджеров Рамзан Кадыров.

А что касается Хлопонина, то ему можно только посочувствовать. Тянуть кота за хвост он не приучен, да ему и не дадут. А наводить на Кавказе порядок железной рукой - занятие опасное, о чем однозначно говорит опыт Евкурова. Но, похоже, Медведеву Хлопонина не жалко. Вырулит - получит очередной орден. Не вырулит - отсидит положенное в Пятигорске и тихо уйдет. А если взорвут, так на все воля Аллаха. Вот и оказался Александр Геннадьевич меж двух огней. Пришла ему пора послужить Отечеству действительно не на живот, а на смерть.