Опасность единения: мир человека стал меньше
Мир человека в конце 20-го и начале 21-го столетия стал меньше, время быстрее, скорости выше. Благодаря развитию современной техники (средств коммуникации), многие социальные группы и классы людей стали ближе друг к другу. Чуждые некогда культуры вступили в постоянные контакты между собой. Последнее десятилетие нашего века можно охарактеризовать как историческое время подлинных сближений различных народов, время встреч различных культур, различных типов цивилизаций.
На первый взгляд, может показаться, что ничего опасного в этой ситуации нет, что все у нас под контролем, и что мы вот-вот вступим в новую благоприятную эпоху истории. Однако, при первом же анализе такой ситуации эта кажимость, как галлюцинация стоящая перед глазами, растворяется в подлинной реальности настоящего.. И вот мы начинаем понимать, что на самом деле в планетарном масштабе возникает определенного рода "глобализация", начинается и устанавливается "сильными мира сего" тенденция мировой политики, стремящейся захватить все без исключения страны. В 20 веке даже войны стали называться мировыми, появились и распространились представления об общечеловеческих мировых ценностях, и, наконец, расцвела демократия, претендующая на всеобщую значимость. Она вообще хочет казаться универсальностью человеческой жизни. Чтобы увидеть "глобализацию", достаточно обратить внимание на то, что более развитые промышленные страны, как правило страны Европы и США, навязывают свой образ жизни, свое мировоззрение, свои нравственные и культурные ценности, свои ориентиры странам с менее развитой экономикой. И дело тут не только в таком силовом воздействии, а в самом европейском стиле мышления, основанном на материальных достижениях, на благосостоянии.
Сам красивый уклад жизни в Европе кажется притягательным.
Ситуацию с притягательностью к европейскому укладу жизни, к европейскому стилю мышления, можно назвать явлением - "европоцентризм". А его в свою очередь можно назвать одним из видов "этноцентризма" - это когда представления, которые свойственны одной ограниченной группе людей, воспринимаются этими людьми как нечто всеобщее, истинное и единственно верное в последней инстанции. Осмысленный философски "этноцентризм", впрочем как и любой "центризм" - это отсутствие голоса иного, отсутствие альтернативы.
На сегодняшний день мы наблюдаем "европоцентризм", который в последнее десятилетие стал приобретать, благодаря экспансии американского образа жизни, оттенки "американизма" в различных сферах человеческого бытия. Постепенно к нам приближается "тень" тотального единообразия всей мировой культуры. Культура отдельных регионов и отдельных менее развитых экономически государств, которые не имеют силы и возможности противостоять ни европейскому, ни американскому влиянию, может раствориться в общемировом культурном достоянии и лишиться своего своеобразия и уникальности. И в этом опасность встречи культур, когда нет подлинного диалога. В убытке оказываются, как правило, две встречающиеся культуры. Весь этот многообразный и богатый культурами мир, существующий сейчас и воспринимаемый нами сейчас, может попросту исчезнуть. А вместо него, незаметно для нас, возникнет некое монолитное, однообразное, гигантское, безликое чудовище - государство с мировым правительством, не знающем границ, не знающем культуры, с диктатурой социальных, моральных и юридических норм жизни.
Комментарии