Нефть в мире не закончится?

Черного золота хватит всем, если нефтедобыча станет менее расточительной.

Проблема скорого исчерпания запасов нефти в мире обсуждается уже не один год. И даже не первое десятилетие. В последнее время в среде нефтяных экспертов число оптимистов стало заметно превышать число пессимистов. В опубликованном в начале года справке по энергетике ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) приводятся такие цифры: в 1980 году разведанных запасов нефти хватило бы мировой экономике на 32 года, в 1990 году – на 43 года, 2000-м – 41 год, 2010 году – 46 лет. Человечество открывает новые месторождения быстрее, чем расходует их, делают вывод эксперты ЮНКТАД.

Рост запасов объясняется несколькими причинами. С одной стороны, рост цен на нефть делает рентабельным разработку месторождений, ранее признанных неперспективными. С другой - технологии позволяют добывать более тяжелую нефть и нефть с больших глубин, чем несколько десятилетий назад. Кроме того, геологи вынуждены признавать, что практика нефтедобычи не совпадает с теорией ограниченности запасов нефти когда-то образовавшимися скоплениями органических веществ. Нефть продолжает добываться из старых скважин в Техасе и Поволжье, хотя извлеченные объемы кратно превосходят первоначальные оценки запасов.

В 2011 году США впервые с 1949 года экспортировали нефтепродуктов больше, чем закупили сырой нефти, а к 2030 году США могут стать чистым экспортером нефти, говорится в прогнозах. Со второй половины следующего года мощность американского нефтепровода Seaway с запада Техаса до атлантического побережья США вырастет со 100 тыс. барр. в сутки до 400 тыс. Нефтедобычу в Техасе хоронят уже несколько десятилетий, а нефть оттуда все идет и идет.

Что касается прогнозов для российского рынка, то генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт», выступая недавно на международном инновационном форуме «НефтьГазТЭК», заявил, что в России к 2020 году добыча нефти упадет на 19%. По его мнению, в ближайшие годы разработка месторождений в Восточной Сибири и на шельфе не сможет компенсировать падение добычи на старых месторождениях.

С ним не согласны другие российские эксперты, они считают обоснованным прогноз Минэнерго о росте добычи до 530 млн тонн к 2030 году, так как перспективы нефтедобычи в Восточной Сибири и на шельфе достаточно реалистичны.

Важнейшим фактором роста добычи нефти на старых месторождениях за рубежом стало увеличение коэффициента извлечения нефти (КИН). В США на некоторых месторождениях удалось добиться 75% извлечения. В среднем в мире для месторождений свыше 100 млрд барр. разброс КИН составляет от 30 до 60%, а для небольших месторождений − от 10 до 75%. В России коэффициент извлечения нефти после падения в 90-годы в последние время удалось несколько повысить − до 30-40%. Однако о необходимости повышения извлекаемости нефти  в России говорится на каждом правительственном совещании по нефтяной тематике.

Рост извлечения нефти в российской добыче сдерживается несколькими факторами. Это и недостаточное экономическое стимулирование использования новых технологий повышения нефтеотдачи, и отсутствие опыта у российских нефтяников и сервисных компаний по применению таких технологий.

Только в последнее время нефтяники получили представление о таких щадящих методах повышения нефтеотдачи, как обработка скважин smart-кислотными составами, использование щадящих жидкостей глушения, воздействие на призабойное пространство ультразвуком и гидроимпульсами. Опыт показывает, что таким методами можно вернуть к жизни закрытые ранее месторождения, а на действующих в полтора раза повысить нефтеотдачу, с продолжительностью эффекта более шести месяцев.

Хотелось бы отметить, что абсолютно одинаковых месторождений и скважин не существует. Повышение нефтеотдачи не сводится к механическому применению всех известных технологий, а начинается с изучения свойств скважин. Существует множество составов, каждый из которых наиболее эффективен для определенных условий нефтедобычи. Только индивидуальный подход позволяет повысить коэффициент извлечения нефти с нынешних 35% до лучших зарубежных показателей в 75%. Стремиться есть к чему.