Номофобия – болезнь XXI века?
На модерации
Отложенный
Номофобия – термин, введенный британскими исследователями в 2008 году для обозначения состояний тревоги у людей, которые лишились доступа к мобильному телефону – “no-mobile-phone phobia”. Может быть, называть это явление “фобией” в строго медицинском смысле и не точно, так как психиатрическая фобия – “иррациональный страх”.
Но термин уже прижился, а исследования на 1000 человек показали увеличение количества лиц, зависимых от “мобильника” с 53 до 66%. Наиболее зависимым от мобильных технологий оказался возраст 18-24 года. 17% обследованных чувствовали дискомфорт даже тогда, когда расставались с трубкой на несколько минут. Тревога остаться без мобильника проявляется в виде того, что человек никогда не может выключить телефон; они боятся даже ситуации, когда просто сядет батарейка и постоянно проверяют новые емайлы, смс-ки, звонки. Пациенты с номофобией не расстаются с любимым предметом даже когда идут в туалет. Для зависимого человека страсть к телефону оборачивается уменьшением контактов с окружающими: разговоров, “встреч в реале”, живого общения, которое заменяетя неличностным контактом.
Зависимость от мобильных телефонов можно сравнить с алкоголизмом – в том, что как только больной лишается мобильника, или вина – начинается паника. К симптомам номофобии, по мнению психологов, относятся:
боязнь выключить телефон, вы не можете себя заставить сделать это
навязчивое стремление много раз в день проверить пропущенные звонки, смс-ки, емайлы
постоянная перезарядка телефона из страха что сядет батарейка или закончатся деньги
вы не можете расстаться с телефоном даже в тех местах, где его присутствие нелепо: за рулем, в ванной, в туалете и т.д.
Так, реабилитационный центр Morningside (“Утренняя сторона”) в Калифорнии разработал программу защиты пациентов от виртуальных зависимостей – будь то номофобия или привязанность к социальным сетям: зависимость это плохо и человеку необходимо ее преодолеть, лечение от телефономании уже включено в “меню” многих реабилитационных центров.
Хотя ясно, что виртуальная зависимость не так токсична для легких, как табак или акоголь для печени, но она может быть токсична для самоидентичности человека, взаимоотношений с окружающими. Мало того, зависимость от мобильных технологий может оказаться своего рода дорожкой к более тяжелым зависимостям от реальных наркотиков, которые человек начнет принимать для снятия чувства тревоги. По результатм исследований около половины постоянных пользователей ставшей за последние годы привычной “трубы” страдают номофобией в той или иной степени. Это означает, что эпидемией номофобии охвачены десятки миллионов людей, если не сказать больше в то время как с трубкой не расстаются дети все меньшего и меньшего возраста.
В крайнем проявлении эта болезнь уже убивает своих жертв: в новостях то и дело появляются сообщения об авариях с мобильником в руке. Так, этим летом 18-летний Аарон Девю, Массачусетс, осужден на год заключения из-за SMS за рулем и последовавшей аварии, приведшей к гибели человека. Суд признал, что отправка смс за рулем так же опасна, как алкоголь. Очевидно, что дело не столько в нехватке времени, сколько в психологической зависимости от смс, заставляющей идти на серьезный риск. Бывший миллионер, а теперь тверской крестьянин-овцевод, Гeрмaн Cтeрлигoв, известный своими экстравагантными заявлениями, считает, что мобльный телефон есть прообраз “печати антихриста”. Вряд ли с ним согласятся верующие, но проблему признают многие, особенно родители, которые все чаще замечают, что их ребенок проводит с телефоном больше времени, чем с книгой.
Поэтому, если вы хотите сохранить свое здоровье, не забывайте вовремя выключать телефон. Каждому рекомендуется хотя бы раз в неделю выключать полезный прибор на несколько часов. А теперь… давайте сделаем это прямо сейчас!
Комментарии
Или это не выгодно?
Наличие мобильника нередко накладывает на человека определенные обязанности.
Представьте себе хижину в деревне какого-нибудь дикого племени. Дверей нет, зайти может кто угодно. Поэтому и весь быт учитывает эту особенность. Но тут им дают дверь и замок с ключом. Теперь ты можешь оставить что-то ценное дома и построить свой распорядок дня как-то иначе. Но у тебя тут же появится зависимость от ключа. Будешь бояться его потерять и т.п.
=зависимость от ключа. Будешь бояться его потерять=
Ну так вот поэтому и болезнь. Страх это болезнь, если по крайней мере не связан с непосредственной опасностью для жизни.
Подавляющее большинство людей боится что-то потерять. И будет то опасность для жизни, или копейка, это все-лишь количественная оценка.
Если честно, я бы назвал психическим расстройством полное игнорирование качества жизни.
Это осознанный выбор. Я сделаю это потому-то и потому-то. Я не хочу проехать через весь город, и выяснить что ехать не надо было, но мне не дозвонились. Есть телефон, и люди строят свою жизнь с учетом его возможностей.
Нужна все-таки количественная оценка. Сколько неудобств вызывает страх, и сколько неудобств вызовет отсутствие телефона.
Для более старшего поколения, сотовый телефон, это непривычная вещь. Они его продолжают воспринимать, как обычный телефон. И естественно им кажется ненормальным, то как технически более продвинутые люди постоянно что-то с этим телефоном делают. Им кажется что это болезнь.
А на телефон уже может быть десяток важных вещей завязаны. Снятие средств со счета, всевозможные оповещения, на которые следует реагировать побыстрее и т.п.
Хотя может это болезнь, бояться что вместо мясных блюд, тебе придется перейти на какие-нибудь корнеплоды. :)