О рейтинге низком замолвите слово

Если верить Ильфу и Петрову, в СССР статистика знала все, кроме количества стульев. Российские службы по изучению общественного мнения на подобную масштабность знаний не претендуют. Однако в их статистических данных есть любопытные факты, заслуживающие общегражданского внимания.

По информации опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, тернистый путь лидеров протестной оппозиции к вожделенной известности идет в гору. Согласно репрезентативной выборке ВЦИОМ, вот как выглядит «узнаваемость» главных активистов уличных акций «а-ля-болотная»:

- «Депутат в изгнании» и бизнесмен Геннадий Гудков известен 60% опрошенных россиян – бывший думский заседатель оказался единственным, о ком слышали большинство респондентов;

- Юрист, блоггер и пилот «доброй машины пропаганды» Алексей Навальный знаком 48% жителей страны;

- Главный «левый фронтовик» и мастер образных метафор в митинговых речах Сергей Удальцов может гордиться узнаваемостью в 40%;

- Илья Пономарев – действующий парламентарий от «Справедливой России» и гораздо больший активист во внепарламентской борьбе обладает личным рейтингом популярности в 23%

- Замыкает пятерку общеизвестных оппозиционных лидеров ведущая защитница химкинского леса Евгения Чирикова – ее знают 20% жителей России.

Еще полгода назад персональная популярность каждого участника «большой оппозиционной пятерки» была существенно ниже. Скажем, Г.Гудков в феврале был известен только 21% опрошенных (трехкратный рост, однако!). Алексей Навальный и Сергей Удальцов полуторно повысили свою узнаваемость, Е.Чирикова практически в два раза. Тенденция рейтингового роста оппозиционных лидеров налицо – пора пить шампанское за прорыв информационной блокады и поднимать тосты за прозрение россиян?

Да, пора. Потому что рост узнаваемости достигнут за счет антирейтингов, есть такое понятие в социологических опросах. Процент людей, негативно относящихся ко всем протестным активистам, вырос синхронно с их популярностью. Если интересуют цифры ВЦИОМ, то они таковы:

- Деятельность Геннадия Гудкова отрицательно оценивают 43% (в феврале их было всего 29%), положительно всего лишь 24%;

- Активность Навального вызывает отторжение у 44% людей (по сравнению с 30% зимой), разделяют блоггерские ценности протестного порядка 22%;

- У Чириковой, Удальцова и Пономарева данные схожи – их не поддерживают от 39 до 41%, число положительных отзывов – на уровне 25-27%.

Сухие математические цифры ВЦИОМ достаточно красноречивы. Они свидетельствуют, что узнаваемость и популярность митинговых активистов движутся в противоположных направлениях. Чем больше россиян узнают об акциях «борцов с режимом», о митингах и пикетах, о протестах по поводу и без, о беспрерывных разоблачениях всего и вся – тем меньше отклика вся эта активность вызывает в массовом сознании. Более того, она раздражает и спосбствует недовольству. Посмотрите на цифры – три четверти россиян, знающих, кто такой Гудков или Навальный, к их персонам либо равнодушны, либо негативны. Еще полгода назад таких антирейтингов у оппозиции не было. Наоборот, гласность считалась залогом популярности протеста.

Действительно, роль пламенного трибуна и бесстрашного разоблачителя представляется очень популярной. Тем более, с учетом телеэфиров – ведь протестные действия не замалчиваются, отчеты и репортажи идут на федеральных и местных каналах. Выходят аналитические программы, интернет и вовсе пестрит такими сюжетами, типографская периодика не остается в стороне. Отчего же потенциально выгодная роль борцов за лучшую жизнь не вызывает аплодисментов и поддержки у российской аудитории?

Оппозиция в лице своих лидеров получила жирный «минус» от ВЦИОМ по вполне очевидной причине – они не предлагают ничего созидательного. Их протестные цели носят разрушительный характер, они воплощаются во вполне большевистском стиле. Сначала, мол, надо до основания разрушить несправедливый мир политического устройства страны. Да заодно и судебную систему, исполнительную вертикаль и правоохранные структуры, ломать не строить. А лишь затем мы свой, мы новый мир построим, и на обломках самовластья напишем наши имена. Из всех гарантий – разве что заверение «зуб даем, будет лучше!» Хаос и лихолетье никогда не найдут поддержки в нашей стране, какими бы вывесками их не маскировать. Данные опроса ВЦИОМ со статистической погрешностью не более 3.4% это убедительно подтверждают.