Стали известны планы покупки ВР доли в "Роснефти"
В прошедшие выходные завершился уже одиннадцатый по счету Международный инвестиционный форум в Сочи. Темы для обсуждения на нем были традиционными для всех подобных мероприятий, которые прошли за последние месяцы: снова говорили об инвестициях и модернизации, развитии инфраструктуры и инновациях, а также о конкуренции и благоприятном инвестиционном климате. Однако, как свидетельствуют присутствовавшие журналисты, ничего принципиально нового в этих обсуждениях они не нашли.
Программа работы форума началась с традиционного делового завтрака Сбербанка, на котором обсуждались вопросы конкурентоспособности России. После длительной дискуссии его участники путем голосования позитивно оценили возможности улучшения позиций России в мировом рейтинге конкурентоспособности. Здесь стоит напомнить, что согласно сентябрьскому рейтингу, Россия опустилась на 67 место из 144. Да и у самого Сбербанка с конкурентоспособностью в последние годы неважно. По итогам прошедшего SPO, его капитализация за два года снизилась с 65 до 60 млрд. долларов, а стоимость ADR и GDR на акции Сбербанка, получивших с понедельника листинг на LSE, снижается на 1 %.
Так что главным информационным событием форума стал рассказ Игоря Сечина об итогах загадочной встречи руководства ВР и "Роснефти" с президентом Владимиром Путиным. Встреча прошла еще во вторник, но никаких подробностей журналистам за неделю раздобыть так и не удалось. И вот в пятницу выяснилось, что британская BP выразила желание остаться на российском рынке, для чего на деньги, вырученные от продажи своей доли в ТНК-BP, она хочет купить акции "Роснефти". Но, как подчеркнул Сечин в ходе брифинга, это были не переговоры, а просто "доклад президенту о текущем статусе сотрудничества компаний". Тем самым он как бы дал понять, что сделка может быть снова сорвана российскими акционерами ТНК-ВР, а если состоится, то необязательно по такой схеме.
В настоящее время по 50 % в российско-британской ТНК-ВР принадлежат ВР и российскому консорциуму AAR, 25 % акций владеет "Альфа-групп" Михаила Фридмана, и по 12,5 % – "Ренова" Виктора Вексельберга и Access Industries Леонида Блаватника и Германа Хана. При этом российские олигархи фактически имеют монополию на все действия ВР в России, так как акционерное соглашение между BP и AAR предусматривает, что стороны должны реализовывать все проекты в России только через ТНК-BP.
Напомним, что в начале прошедшего года, на форуме в Давосе "Роснефть" и ВР подписали соглашение о сотрудничестве, предполагающее взаимный обмен акциями. Но олигархи из AAR заявили о своем несогласии, дескать, своими планами с "Роснефтью" ВР нарушает соглашение акционеров ТНК-ВР, и заблокировали сделку через Лондонский и Стокгольмский суды. Потом ВР хотела продать свою долю акций "Роснефти", но тоже потерпела фиаско. Российские акционеры ТНК-ВР заявили, что она может продать свои собственные акции "третьей стороне" только с разрешения AAR. Они практически парализовали работу компании BP в России, ей даже пришлось отказаться от участия в прокладке "Северного потока".
Поэтому настойчивое желание британцев отделаться от проблемных совладельцев ТНК-ВР из AAR вполне понятно. На прошлой неделе Владимир Путин и Игорь Сечин встречались с председателем совета директоров ВР Карлом-Хендриком Сванбергом и главным управляющим компании Робертом Дадли. На встрече обсуждался выход ВР из капитала ТНК-ВР, но британцы хотят остаться в России, поэтому предполагается, что они войдут в "Роснефть".
Правда, уже не путем простого обмена акциями, как собирались раньше (чтобы сделку снова не заблокировала AAR), а хитрым путем продажи акций ТНК-ВР, с последующей покупкой на вырученные деньги бумаг "Роснефти". После чего акционером в ТНК станет уже "Роснефть", и Сечину с его полномочиями будет проще иметь дело с несговорчивой AAR.
Впрочем, есть и другой вариант: судя по сообщениям в СМИ, британцы готовы остаться в ТНК, если "Роснефть" купит долю AAR. Госкомпания уже не раз заявляла о своей готовности к выкупу доли российских акционеров в ТНК-ВР, однако те пока не дали на это своего согласия – отсюда и оговорки Сечина на брифинге в Сочи.
По словам источника "Известий", на сегодняшний день условия сделки по продаже ВР акций "Роснефти" уже согласованы участниками, осталось лишь дождаться одобрения правительства. В отличие от прежней схемы, когда BP получала пакет "Роснефти" в обмен на помощь в освоении Арктики, новая сделка предполагает обмен активами в европейской части России, констатируют аналитики агентства Reuters.
По их оценкам, рыночная стоимость ТНК-BP, в которой ВР владеет половиной, составляет 47-48 млрд. долларов, а стоимость казначейского пакета акций на балансе "Роснефти" объемом 12,5 %, который она предложит BP, оценивается в 8,5-9 млрд. долларов. Между тем, "Роснефть" сумела в рекордные сроки найти источник финансирования сделки по выкупу доли ВР, которая оценивается в 23,5 млрд. долларов. По информации источника "Известий", кредит в 15 млрд. долларов "Роснефти" предоставит консорциум из 14 банков, из которых Сбербанк готов предоставить до 8 млрд. долларов. И еще 8,5 млрд. долларов будут оплачены находящимся на балансе "Роснефти" казначейским пакетом акций. Подобная схема предполагает, что британская ВР станет крупнейшим акционером "Роснефти" после государства, контролирующего 75 % акций компании.
Аналитики считают, что казначейский пакет и 15-миллиардный заем будут той реальной ценой, которую "Роснефть" заплатит за пакет в ТНК-ВР. Однако производственный эффект от покупки доли в ТНК-ВР неочевиден: нефтепромыслы ТНК могут помочь "Роснефти" оптимизировать поставки, но выгода тут исчисляется вовсе не в миллиардах долларов, считают аналитики.
Схема, обозначенная главой "Роснефти", дает ВР шанс уйти от изматывающего акционерного конфликта, но финансовую выгоду компании можно будет оценить только после того, как стороны объявят стоимость сделки, которая покажет, возможен ли дисконт к рыночной цене. Вообще, по мнению аналитиков, сложно понять, зачем ВР становиться владельцем 12,5 % "Роснефти". Разве что британцы получат от государства еще и какие-то нематериальные преференции. Сейчас у BP только около 1 % акций госкомпании, приобретенных несколько лет назад в ходе IPO.
Однако есть и еще одна проблема: как отмечают аналитики, больших свободных средств у Сбербанка сейчас нет. Конечно, он всегда может взять кредит у своего главного акционера – Центробанка, который "печатает деньги". Но проблема в том, что ЦБ печатает только рубли, а не доллары, и если Сбербанк попытается конвертировать в доллары такую сумму, это может привести к ослаблению национальной валюты, и даже вообще обвалить отечественный валютный рынок.
Так что пока вопросов в этой "сделке века", как ее назвали в свое время на форуме в Давосе, больше чем ответов.
Комментарии