Чиновники попытались ответить на вопрос: почему Россия

Если в России не будет доверия между властью и обществом, страна не сможет стать конкурентоспособной. Об этом говорили участники XI Инвестиционного форума в Сочи. Они искали ответ на вопрос о том, почему Россия, одна из крупнейших экономик мира, имеющая хорошие фундаментальные основы для долгосрочного роста, находится всего лишь на 67-м месте в рейтинге глобальной конкурентоспособности (подготовлен Strategy Partner Group по методологии Всемирного экономического форума).

Один из ответов оказался простым - развитие происходит там, где власть и общество доверяют друг другу, общество и бизнес не испытывают страха перед государством, а государство слышит и бизнес и общество, учитывает его предложения и запросы, а также открывается для общественного контроля.

«МН» собрали самые интересные высказывания.

Ицхак Адизес (Израиль), доктор наук:
Я работаю с компаниями (в России - «МН») и замечаю: когда любой руководитель входит на совещание, все замолкают. Каков мой вывод? В этой культуре слишком много страха. Речь не идет о том, чтобы не подчинятся властям. Речь идет о том, что люди боятся говорить, боятся вступить в конфронтацию с авторитетом... У вас нет недостатка талантов... Проблема в том, что вы ими не пользуетесь. У вас нет культуры, которая позволила бы людям внести тот вклад, который они могут внести... В русской управленческой культуре голова отделена от тела. И голова не слушает тело. Я дам совет высокопоставленным руководителям - слушайте свое тело. Чем выше вы поднимаетесь по иерархии, тем меньше у вас должен быт рот и больше уши.

Герман Греф, глава Сбербанка России:
Как уйти от нашей исторической традиции, когда главным пальцем всегда был указующий (у нас даже памятники стоят с указующим перстом), когда лидеры знают куда идти и гонят всех за собой? Как перейти к большому пальцу, когда лидеры становятся координаторами команд, координаторами больших обществ? Как задействовать потенциал умных и талантливых людей, которых у нас в стране миллионы... Нам нужно создать общество, команду, которая сможет интегрировать таланты, сможет создать систему, в которой таланты управляют и выходят на лидерские роли. Систему, которая позволяет всем людям в стране, в регионах развиваться... Было отмечено, что свобода заканчивается там, где начинается государство. А где у нас заканчивается государство? Мы пришли к выводу, что оно присутствует везде. Главная забота нашего государства - чтобы быть конкурентоспособным, оно должно создать свободу. Чтобы люди чувствовали себя свободными, могли самовыражаться, могли влиять на управление, на менеджмент в стране, регионе, муниципалитете. И тогда мы точно будем конкурентоспособными.

Андрей Белоусов, министр экономического развития:
Эти люди (бизнесмены, которые своим трудом всего добились - «МН»)- это наш золотой фонд.

Но мы их замордовали до такой степени, что найти человека, который бы сказал - я доволен, я успешен, сложно. Главное для конкурентоспособности - выстроить нормальные коммуникации между администрациями и этими людьми... У нас нет проблемы в поиске лидеров. Они есть, только надо создать им условия, чтобы они вышли из подполья... Одна из компаний начала с нуля производить инструменты и заняла 25% рынка СНГ. Они купили завод в Испании, завод в Италии и построили сборку в Китае. Я спрашиваю - почему в России не построили? Они говорят - два года пытались получить землю для стройки, плюнули и ушли. Это типовая ситуация. Речь идет о простой вещи - нужно создать нормальные условия для тех, кто сделал себя сам. Такие люди у нас есть. Их не сотни тысяч, но десятки тысяч. Еще не поздно сделать Россию для них комфортной страной.

Михаил Абызов, министр по вопросам «открытого правительства»:
Мы жили в традиции достаточно жесткой системы вертикального управления. Мир в 21-м веке работает в системе плоского управления, когда все сидят не сверху вниз, а за круглым столом. Мир движется в технологии партнерства. Там рождаются и формируются лидеры. Наиболее конкурентоспособные и динамично развивающиеся регионы - это те, где лидер с одной стороны является начальником в старом понимании, а с другой стороны является партнером для своей команды.

Станислав Воскресенский, заместитель полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе:
В моем любимом фильме «Доживем до понедельника» главный герой-учитель говорил: у нас есть еще время доказать нашим ученикам, что мы лучше, чем они о нас думают, а, если не так, то давайте заниматься другой работой - там, где брак дешевле обходится. Я считаю, что эта фраза сегодня как никогда применима к власти всех уровней. Брак нам стал обходиться дорого. В Калининграде до границы с Евросоюзом ровно 45 минут. И за тот брак, которым является низкое качество власти, низкая конкурентоспособность экономики, мы платим очень просто - граждане Калининградской области предпочитают покупать продукты питания в Польше или Литве. Корзина по ценам там отличается в 2 раза, а по лекарствам - от 5 до 7 раз.

Дмитрий Медведев, премьер-министр России:
Мы все разные, и на самом деле это очень хорошо. Нам пора это всем осознать, нам пора осознать это в полной мере - и власти, и бизнесу, и различным политическим силам, и «Единой России», и всем другим партиям. Если мы это осознаем, то мы действительно станем конкурентоспособны в глобальном масштабе. В этом наша сила, а не наша слабость. Ещё раз подчёркиваю: наша сила в том, что мы разные, а не в том, что нас когда-то учили ходить строем.