Сирийская трагедия и "черкесская карта"

На модерации Отложенный

Одним из наследий Османской империи, стали потомки кавказских мухаджиров доныне живущие в ее бывших провинциях, а ныне суверенных государствах.

Немало потомков черкесских эмигрантов обосновались на Ближнем Востоке, в том числе и в Сирии. Надо сказать, что они там не только прижились, но многие из них вошли в состав местной элиты, прежде всего административной и военной. И хотя во всех странах региона существуют общественные организации адыгов, и им за полтора столетия удалось сохранить свои диаспоры, не растворившись полностью среди местного населения, особой ностальгии, как и стремления к возвращению на земли предков они не проявляли. И это при том, что 20 столетие было не самым спокойным в этих краях.

Между тем, как мы знаем, несколько последних лет Политические круги США, Грузии, Турции и Израиля, с опорой на националистические круги в черкесских диаспорах, с целью дестабилизации ситуации на Юге России усиленно стремятся разыграть так называемую "черкесскую карту". То есть убедить общественность, и прежде всего самих черкесов в неизбывной вине России, как за якобы имевший место во время Кавказской войны геноцид адыгских народов и последовавшей за ее окончанием массовой эмиграции в Османскую империю (мухаджирство), так и за ее отказ признать этот факт и нежелание расплачиваться "за свои преступления". Впрочем, как сам мифический "геноцид", так и мотивы его появления уже достаточно разоблачены, чтобы подробно на этом останавливаться( Интересующимся можно познакомиться с работами Андрея Епифанцева, или например с вот этой публикацией:http://www.circassiaonline.org/analytics/45-pismo-cherkesa.html).

Мы же обратим внимание на то, что эти же самые силы, сегодня стремятся придать новый импульс своей угасающей провокационной кампании за счет трагических в Сирийской Арабской Республике.

На первый взгляд все выглядит более чем благовидно: организовать прием сирийских черкесов, спасающихся от ужасов гражданской войны и желающих вернуться на историческую родину.

Понятно, что столь благородная цель - помочь потерянным и вновь обретенным братьям, не могла не вызвать отклика черкесских общественных объединений и представителей администрации Республики Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, чье сочувствие намеривались направить в протестное русло. Но, дело то, как выяснилось, в том, что никто, собственно говоря, репатриироваться и не собирается. Впрочем, не будем забегать вперед.

Все началось с того, что известные провокаторы: Али Берзегов представляющий американский «Черкесский культурный институт», США), и Андро Габисония действующий от имени организации «Независимый Кавказ», созданной в Грузии местными и западными спецслужбами, и Авраам Шмулевич из израильского «Института восточного партнерства» в июне 2011 года осуществили, с помощью грузинских интернет-сайтов , первый информационный "вброс" относительно необходимости предоставления убежища сирийским черкесам в связи с происходящими в стране беспорядками.

А уже в конце декабря 2011 года в социальных сетях появилась информация об обращении группы сирийских черкесов к руководству Российской Федерации с просьбой об оказании содействия в их репатриации на историческую родину из-за обострения обстановки в стране проживания. То есть, подчеркну, не само обращение, а только информация, о его появлении. Но реакция на это сообщение была моментальной. На основании непроверенной, непонятно откуда взявшейся, пусть даже и очень правдоподобной, информации, 28 декабря 2011 года Государственным советом - Хасэ Республики Адыгея вне повестки дня принято обращение к федеральным властям, а также главам КЧР и КБР с просьбой о помощи добровольному переселению в Россию черкесов из Сирии. Инициатором принятия документа выступил депутат адыгейского парламента Мугдин Чермит.

А уже 29 декабря 2011 г. в Черкесске, столице Карачаево-Черкесской республики состоялось экстренное заседание «Координационного совета черкесских общественных организаций» (КСЧОО), где принято обращение к руководству России об оказании помощи сирийским черкесам.

На следующий день на встрече с главными редакторами СМИ КБР глава субъекта Арсен Каноков заявил, что руководство республики намерено в ближайшее время поддержать инициативу парламента Адыгеи и направить в адрес Президента РФ соответствующий документ.

В принципе, ожидать какой либо другой реакции было бы сложно. Ведь помимо чисто человеческого желания помочь попавшим в бедственное положение соплеменникам, это был для администрации своего рода "тест на патриотизм", что не скрывали местные националисты. И любое промедление могло быть моментально использовано противниками: "Да ему наплевать на свой народ!".

И в самый разгар этой эйфории лидер «Адыгэ Хасэ» Сирии Ицхак Акрам назвал подобные заявления и обращения к российским властям несостоятельными и провокационными. Поскольку черкесы, живущие в Сирии вовсе не намерены покидать свою новую родину. Более того, они, в основной своей массе лояльные сирийским властям, считают подобный шаг дезертирством и предательством той земли, которая дала приют их предкам.

Конечно, это информация, которую националистические деятели старались замалчивать, подействовала на некоторые горячие головы, как ушат холодной воды. Но не на все.

Чтобы постараться минимизировать "ущерб" от выступления лидера черкесской диаспоры в САР в Россию были направлены трое граждан Сирии адыгского происхождения для их встречи с руководством КЧР, РА, КБР и обсуждения вопросов репатриации.

Однако, данная тройка, говорящая от имени всей адыгской диаспоры, не представляла в реальности никого, кроме самих себя, и тех провокаторов, что направил их в Россию. Об этом были предупреждены все должностные лица, с которыми "представители" намеревались "вести переговоры", и уклонились от этих встреч. За исключением Арсена Канокова, который несмотря ни на что все же принял "посланников", пообещав содействие в репатриации, размещении и трудоустройстве. Кроме того, он дал поручение о выделении для этих целях 20-25 участков в Баксанском, Зольском и Урванском районах республики.

Следует отметить, что данные переговоры вызвали немалую тревогу у балкарцев, которые не являются адыгским народом, и совершенно неготовы "потесниться". Чем руководствовался глава КБР, сказать трудно.

Тут необходимо сделать пояснение. Черкеские мухаджиры, были поселены на окраинах Турецкой империи, где их воинские качества ценились весьма высоко, в качестве своеобразных пограничников. Впоследствии значительная их часть стала военной элитой стран, возникших на развалинах османской державы. Так, например, в Иордании из черкесов набирается спецназ личная гвардия короля. При чем охраняют они государя в своей национальной одежде. Сирия не стала исключением. Здесь черкесы, обласканные властью, занимают высокое положение в армии и спецслужбах. Их верность и отвага высоко ценятся сирийским руководством.

Нетрудно понять, что не то что массовый исход черкесов из Сирии, но и даже слухи о возможности такового, могут серьезно осложнить и без того непростое положение законной власти, подорвать веру в ее возможности подавить мятеж, и вызвать панику.

Разумеется, это прекрасно понимают провокаторы, и можно не сомневаться, именно к этому и стремятся. Впрочем, цель эта не единственная. Очевидно, что результатами реализации "переселенческого" проекта могут стать:

- конфликта между российским и сирийским руководством (в случае принятия решения о репатриации);

- снижение поддержки Башара аль Асада черкесской общиной Сирии, являющейся до этого одной из его опор;

- создание прецедента репатриации зарубежных адыгов в Россию в упрощенном порядке;

- эскалация протестных настроений в черкесской общине Российской Федерации (в случае игнорирования или отказа от положительного решения вопроса о репатриации).

Следует отметить, что неготовность сирийских адыгов возвращаться на историческую родину можно при известной политической ловкости представить как нежелание российских властей их принять.

Но и это не все. Предположим, что массовую репатриацию все же удастся осуществить, и вся адыгская община Сирии (а их около 150 000 человек) двинется на Северный Кавказ. Встанет вопрос, как их разместить и как трудоустроить. И это в перенаселенном регионе, страдающем от безработицы. Отметим так же, что сирийские черкесы по преимуществу горожане, и кроме того, привыкли к достаточно высокому уровню жизни. Если к этому добавить различия в менталитете, станет очевидным, что подобная ситуация чревата конфликтами. Люди вырванные из привычной жизни, оторванные от дома, привычного окружения и родной среды, оказавшиеся в непростой ситуации, легко становятся объектами манипуляций. И репатриантам при желании можно легко объяснить, кто их "враг" и кто "виноват" во всех их бедах. Направить их гнев в нужном направлении, и попробовать с их помощью решить ряд антироссийских стратегических задач: от срыва Олимпиады-2014 в Сочи до попыток отторжения от России территорий компактного проживания адыгов.

Впрочем, вернемся к развитию ситуации. 11 февраля 2012 года в Майкопе состоялся расширенный съезд (447 делегатов и 150 приглашенных) общественного движения «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент», на котором обсуждался вопрос о положении адыгской диаспоры в Сирии. На форуме администрацию Адыгеи представлял руководитель Правительства Адыгеи Мурат Кумпилов. Можно констатировать, что в целом мероприятие прошло в конструктивном русле.

По итогам обсуждения принят проект резолюции, в котором в целом поддерживаются усилия руководства Российской Федерации по мирному урегулированию конфликта в Сирии. Вместе с тем, констатируя наличие в России достаточных правовых механизмов «для реализации права на добровольное переселение соотечественников на историческую Родину», съезд обратился к руководству страны с просьбой «создать режим наибольшего благоприятствования для переселения».

Следует так же сообщить, что 17-19 марта с.г. в САР выезжала делегация Совета Федерации Федерального Собрания РФ в составе которой были: представитель от КБР Альберт Кажаров от КЧР Вячеслав Дерев, Мухамед Теркулов, советник управления международных связей СФ ФС РФ Рашид Фейзуханов, президент МЧА Каншоби Ажахов, председатель «Адыгэ хасэ» РА Адам Богус, депутат парламента РА Мугдин Чермит, председатель комитета Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ Аскер Шхалахов, руководитель краснодарской краевой общественной организации «Адыгэ-хасэ» Аскер Сохт.

Как мы видим, адыгов среди делегации было не мало, и нет оснований оспаривать основные выводы, сделанные ее членами по итогам визита. А они заключаются в следующем: сложная социально-политическая ситуация в САР вызывает обеспокоенность сирийских черкесов, однако стремления к массовому добровольному переселению в РФ не наблюдается. Не отмечается и как и какого-то массового обращения сирийских выходцев с Северного Кавказа с целью переселения в Россию.

Что же, "переселенческий проект", инициированный известными провокаторами, оказался пустышкой? Увы нет. Прежде всего он стал своего рода смотром сил, и "командно-штабными" учениями всех сторонников адыгского национализма.

Вот только краткий перечень этих активистов: В Республике Адыгее: М.Берзегов, З.Дзеукожев (РОД «Черкесский конгресс»), А.Хапай (РОД «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент»), И.Сообцоков («Адыгэ Хасэ» Тахтамукайского района РА), Г.Чемсо (министр культуры РА), Б.Берсиров (Институт гуманитарных исследований (ИГИ) при Правительстве РА), А.Авгана (информагентство «Натпресс»), М.Чермит (депутат Госсовета-Хасэ РА).

В Кабардино-Балкарской Республике: Р.Кешев, А.Гергова (РОД «Черкесский союз»), И.Яганов, А.Бештоев (РОД «Хасэ»), Бгажноков Б. (ИГИ при Правительстве КБР), И.Сташ (ОО «Пэрыт»), К.Ажахов («Международная черкесская ассоциация»).

В Карачаево-Черкесской Республике: М.Черкесов (ОД «Адыгэ Хасэ»), К.Киков, А.Итляшев (ОД «Черкесский конгресс»), А.Охтов («Региональная национально-культурная автономия адыгов»).

В Краснодарском крае: А.Сохт (ОО «Адыгэ Хасэ»), М.Биржев (молодежное крыло «Адыгэ Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов»).

В московском регионе: З.Шухов («Всемирное адыгское братство»), Х.Хадж-Хасанов (репатриант из Сирии, предприниматель), Е.Ташук (администратор ряда радикальных адыгских групп в социальных сетях.

Следует так же учитывать, что ситуация в Сирии может действительно приобрести катастрофический характер. И в этом случае возможное принятие федеральными властями решения об организации массовой эвакуации потомков мухаджиров в Россию создаст прецедент, который будет использован сторонниками адыгского изоляционизма для организации репатриации из других стран (Иордании,Ливана,Турции, Саудовской Аравии, Египта и так далее). А обстановка сейчас на всем Ближнем Востоке угрожающая.

Сирийские черкесы преимущественно люди светские, но в других странах все иначе. И в числе репатриантов могут оказаться и старонники радикального Ислама. Можно лаже не сомневаться, что данные обстоятельства с большой долей вероятности будут использованы для проникновения на Северный Кавказ членов международных экстремистских организаций «джихадистского толка», а также спецслужбами с целью ведения разведывательно-подрывной и диверсионно-террористической деятельности.

Кроме того, сторонники адыгского национализма не скрывают своих дальнейших планов. С ними познакомится можно на соответствующих Интернет-форумах. Они пишут, что используют переселенцев для изменения в свою пользу демографического состава республик проживания черкесов, что даст им возможность лоббировать, в том числе и путем проведения референдума, реализацию проекта объединения указанных территорий в единый субъект Федерации с последующим объявлением его государственной независимости. Нетрудно понять, какие чувства вызывают подобные откровения у представителей тюркских народов -балкарцев и карачаевцев, а, так же славян, живущих в этих республиках.

Даже разговоры о перекройке границ на Кавказе смертельно опасны, и могут привести к конфронтации.

Ну а как же быть с теми, кто действительно стремится вернуться на историческую родину? Прежде всего, к этому вопросу надо подходить осмотрительно и взвешенно, не допуская политических спекуляций и превращения людей в инструмент для достижения каких либо целей. Особенно враждебных нашей стране.

Следует отметить, что существующее законодательство предусматривает право на репатриацию в рамках установленных процедур переезда иностранцев в Россию без принятия каких-либо специальных программ и целенаправленной политизации указанного процесса со стороны государственных и общественных структур.

А самое главное, России нужно приложить все усилия для прекращения кровопролития в Сирии и нормализации обстановки в этой стране.