Карнавальный протест

Судя по откликам в прессе и в интернете, последний "Марш миллионов" разочаровал и наблюдателей, и самих его участников. И дело даже не в том, что третье по счету протестное массовое шествие оказалось самым малочисленным, а в том, что из него ушла та креативная энергетика "карнавала", которая нравилась не только противникам нынешнего режима, но и многим его сторонникам. На этот раз на улицу вышло меньше обеспеченных, уверенных в себе людей среднего возраста и больше молодежи левых взглядов и национал-патриотов. Лозунги стали более радикальными, но главные "консенсусные" требования не изменились: честные выборы, смена власти, независимый суд и социальная справедливость.

Однако некоторые эксперты опасаются, что еще пара-тройка таких акций – и протестное движение окончательно маргинализируется. По крайней мере, его покинет средний класс, который не ощущает никаких реальных сдвигов от своего протеста, не имеет четкой программы действий и не видит среди лидеров "марширующих" авторитетных фигур. Вывод из всего этого делается неутешительный: российская оппозиция находится в глубочайшем кризисе. Причину этого кризиса попытался сформулировать политик Владимир Милов: "Потому что в стране сформировалась "профессиональная" оппозиционная тусовка, категорически непригодная для решения политических задач большого масштаба".

Кризис в протестном движении налицо, но вряд ли стоит называть само это движение российской оппозицией. В подавляющем своем большинстве это "несогласные", "рассерженные горожане", наиболее активная часть общества, отстаивающая свои права и свободы и т.п., но никак идеологически и политически не ориентированная. Именно это качество всегда подчеркивалось самими участниками протестных акций, когда они всерьез утверждали, что сами с усами и политические партии вообще не нужны. Надо только собрать на площади побольше народу, покричать с трибуны "Мы здесь власть!" – и Кремль пойдет на любые уступки.

Самым удивительным было то, что, протестуя против правящей партии и авторитаризма власти, митингующие с таким же азартом выступали против парламентской оппозиции, даже не интересуясь тем, какую реальную роль она играет в политике. Достаточно вспомнить, как они требовали от одного из организаторов протестных акций "эсера" Геннадия Гудкова сдать свой депутатский мандат, чтобы понять степень их политической инфантильности. Это называется "бей своих, чтоб чужие боялись". Сейчас можно сказать, что единороссы выполнили требования Болотной. Гудкова незаконно лишили возможности быть депутатом. Всем понятно, что это политическая расправа над ним, но "уличная оппозиция" не протестует. Она, как и весь народ, безмолвствует.

Социологи Левада-центра, которые занимаются постоянным мониторингом протестного движения, отмечают, что поляризация между властью и продвинутой частью общества усиливается: 48 % опрошенных характеризуют власть как "воровскую и мафиозную", 41 % – как "действующую в собственных интересах", еще 37 % – как "наглую и репрессивную". У 45 % респондентов политика власти вызывает возмущение, у 39 % – презрение и у 38 % – раздражение.

Однако организаторы последнего "Марша миллионов" провели в социальной сети "В контакте" анонимный опрос участников этой акции.

Вопрос стоял так: из тех, кто считает себя оппозицией (Собчак, Удальцов, Навальный, Каспаров, Яшин, Лимонов, Явлинский, Зюганов, Парфенов и т.д.), есть ли тот, за кого вы готовы отдать свой голос? И 45 % опрошенных заявили, что их не устраивает ни одна из названных персон, потому что они голосуют за Путина.

Изумлению организаторов "марша" не было предела – оказывается, на антипутинском мероприятии большинство митингующих проголосовало за Путина. Вывод очевиден: молодые люди пришли на митинг как на прогулку. Так можно ли называть участников уличных акций оппозицией? Конечно, нет. "Карнавальные" настроения протестных мероприятий привели к тому, что митинги, шествия и "прогулки с писателями" стали для многих москвичей в большей степени развлечением, чем политическим действием.

Возможно, после этого "Марша миллионов" креативные и не очень "рассерженные горожане" все-таки поймут, что без политических партий и хорошо организованных политических движений никакой борьбы с произволом власти посредством перфоманса не получится. И уж тем более уличный протест не может серьезно повлиять на то, чтобы добиться нормальной политической конкуренции и смены власти эволюционным путем. Сегодня мы видим, как "Единая Россия" делает все возможное, чтобы уничтожить или ослабить даже те оппозиционные партии, которые являются "системными", представленными в парламенте (главный враг для нее – "Справедливая Россия"), и было бы наивно полагать, что она пойдет на реальный диалог с "болотной оппозицией".

Безусловно, Милов прав, говоря о том, что к кризису протестного движения причастна "профессиональная" оппозиционная тусовка. Некоторые нынешние лидеры уличной оппозиции хоть и завели эти акции в тупик, однако сделали себе на них неплохой пиар. Разве можно было себе представить, что за леворадикалом Удальцовым пойдут либералы и националисты? А ведь пошли, потому что именно он подавал в мэрию заявки на митинги, сидел в спецприемниках, объявлял голодовки и даже был на совещании у Медведева-президента.

Впрочем, не стоит обвинять в саморекламе "профессионального революционера", поскольку пиар в российской политике является главным фактором популярности. И можно сколько угодно смеяться над пиарщиками Путина, которые то "помогают" ему найти в море древние амфоры, то провожают в полет во главе стаи стерхов, но каждый второй россиянин считает Путина незаменимым. Здесь действует простая формула поддержания рейтинга: каждая следующая телевизионная картинка о нем должна быть "круче" предыдущей, и чем выше рейтинг, тем примитивнее пиар.

Последнее рекламное действие президента в этом направлении – объявление выговора трем министрам, которые не могут выполнить его предвыборных обещаний. Путин, конечно, понимает, что дело не в министрах, а в том, что в казне просто нет денег, однако законы жанра заставляют его поступать именно так. Потому что избиратели должны знать – президент свое слово держит, но правительство никудышнее. И когда Удальцов будет собирать народ на очередной "Марш миллионов" и требовать отставки Путина, уже не 45 % митингующих, а все 100 % будут стоять за него горой.