Новая левая партия: трудности на пути создания

На модерации Отложенный

В левой среде как никогда актуален вопрос объединения и создания современной левой партии, которая смогла бы сплотить многочисленные левые организации и людей, разделяющих левые убеждения, но не нашедших способа их политического выражения в рамках современных групп, партий, движений и организаций левого толка. Кристина Мельникова поговорила  с одним из сторонников объединения левых - первым секретарём Московского городского комитета (альтернативного) КПРФ и сопредседателем Межрегионального объединения коммунистов Владимиром Лакеевым о том, какой должна быть современная коммунистическая партия.

Владимир Иванович, почему Вы считаете необходимым создание новой левой партии?

Я считаю необходимым создание обновлённой и единой коммунистической партии. Думаю, что коммунистическая многопартийность сегодня превысила целесообразные рамки.  В любой стране левые, в том числе коммунисты, зачастую делились на несколько партий, групп, движений. Но в России сложилась такая ситуация, что их уже недопустимо много, и это, в первую очередь, мешает единству политических действий в борьбе за права и интересы трудящихся.  Поэтому объединение и концентрация левых сил в более крупные формирования, безусловно, назрело.Второй важный  момент: указанное формирование должно выбрать принципиально новые методы и формы действий, которые отвечают реалиям XXI века, чего пока нет у ряда компартий, в  том числе у крупнейшей из них -  Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ).

Сегодня  я ещё допускаю возможность обновления, демократизации  КПРФ, её оздоровления и исключения полностью из её политической практики бюрократического централизма, который подменил демократический централизм, предусмотренный уставом  КПРФ. В этой связи многие наши активисты (я имею в виду наш городской альтернативный комитета КПРФ), считают, что обновлённая единая партия может возникнуть как на базе преобразованной КПРФ,  так и на базе всех здоровых левых сил, исключая КПРФ.

Поэтому есть два варианта, о которых мы говорим сейчас.  Мы говорим не только об обновлённой партии, но и об обновлённой единой,  что подразумевает и тот и другой вариант.  Ближайшей зимой будет очередной XV съезд КПРФ,  и многие наши товарищи связывают с этим съездом свои надежды на оздоровление партии.

В том случае, если оздоровления не произойдёт, мы думаем, что левые силы, люди коммунистических убеждений уже созрели для того, чтобы принять серьёзные организационные шаги для создания объединённой коммунистической партии, но уже не на базе КПРФ. Жизнь покажет, как всё сложится.

Если обратиться к политическим планам, прогнозам активных участников Межрегиональной организации коммунистов (МОК), которая была создана в Москве 7 июля на учредительной конференции, то здесь голоса т разделились на две примерно равные части. Многие из выступавших там - представители Москвы и регионов  -  считали, что нельзя пока что полностью зачёркивать возможность обновления КПРФ.

Вы полагаете, что именно сейчас настал наиболее благоприятный исторический момент для обновления партии или создания совершенно новой политической организации?

Безусловно, сейчас этот момент настал . Но я бы не стал так жёстко привязывать ко времени это событие. Ничего плохого не было бы, если бы партия обновилась пять-семь лет назад.  Но ничего страшного не будет, если она обновится  чуть позже. Но сейчас, конечно, целесообразно обновление КПРФ или создание единой компартии, потому что гражданская активность в стране и обществе увеличивается, протестные настроения возрастают, и страсти могут  ещё сильнее накалиться в связи с возможными кризисными явлениями в экономике и непопулярными социальными мерами властей, в частности (повышением тарифов на услуги ЖКХ, последствиями реформ образования).

На этом фоне, конечно, создание левой партии выглядит актуальным. Но говорить о том, что если в декабре этого года не удастся обновить партию, значит мы потерпели поражение,  было бы неправильно. Получится  тогда, когда получится. Многие товарищи, которые сейчас состоят в КПРФ  по старой консервативной партийной привычке не борются с руководством партии,  хотя зачастую не разделяют  его позиций. НО жизнь идёт, и они наконец-то поймут, что иного выхода нет и нужно действовать.

С чем вы связываете политическое долгожительство  Г.А. Зюганова в качестве лидера КПРФ. Почему он, несмотря на неудачи на выборах, продолжает возглавлять партию?

Зюганов долгое время был достаточно популярным лидером. Он был весьма демократичен.  Люди видели в нём того человека, который сыграл если не решающую, то главную роль в  сплочении коммунистических сил и создании крупной коммунистической партии, которая играла на протяжении многих лет видную роль на российской политической сцене.

В этом отношении люди объективно оценили заслуги Зюганова, и авторитет его рос. Как говорится,  вначале человек работает на имя, а потом имя работает на него.  Долгое время авторитет работал на Зюганова, но, видимо, лимит этого авторитета исчерпан, и сейчас наступает время, когда старых заслуг не хватает.  Но за последние годы  Зюганову удалось сформировать определённую обстановку в ЦК партии, в президиуме ЦК партии, в руководстве центральной контрольно -ревизионной комиссии. Окружение Зюганова, на словах бесконечно преданное ему, самыми грубыми  и абсолютно недемократичными методами подавляет любое критическое мнение в отношении позиции Генадия Андреевича.

Я подчёркиваю, не откровенные выступления против Зюганова, а любые критические замечания в адрес политики Зюганова.  Да и в московской организации мало кто  говорил о неверности партийной линии, указывалось  лишь на отдельные ошибки руководства партии. И это привело к циничному погрому городской парторганизации. Та генерация партийных руководителей, которые сейчас окружают Зюганова, активнейшим образом подавляет все критичные выступления в отношении Зюганова, а тем более против него.

Это ещё одна из причин того, почему Зюганов является бессменным  лидером  партии. Он  создал машину подавления инакомыслия внутри партии.  Ну а первое, конечно, это честно завоёванный им авторитет во время создания партии.

Есть ещё третья, субъективная причина: люди стареют и с годами (такова уж человеческая сущность) с неохотой пересматривают свои взгляды. Если человек вместе с Зюгановым в 50 лет  успешно создавал партию, то в 70 он не будет менять свои установки в отношении Зюганова. Человек склонен освободить себя от сомнений и мыслей о том, что что-то делается не так.  Он склонен находить врагов, которые мешают партии завоевать место под солнцем. Врагов зачастую ищут внутри партии, придумывая их. 

Тех, кто критикует Зюганова, иногда называют врагами,  и часть давних сторонников Зюганова начинает верить этому  и прислушиваться  к подобному мнению. Сегодня  люди из Альтернативного московского горкома партии называются «рашкинским» горкомом предателями. Хотя, что мы предали: коммунизм,  идеалы, марксистско-ленинскую  теорию?  Ответ будет один: вы предали Зюганова. То есть для них  верность коммунистическим идеалам и марксизму-ленинизму подменяется верностью одному человеку, пускай и незаурядному, но с определёнными недостатками, которые с годами, к сожалению, усиливаются. Потому что, повторяю, на первом этапе своей деятельности Зюганов был достаточно демократичен.  Я сам не раз был свидетелем, когда, он терпеливо объяснял товарищам, высказавшим негативное мнение, свою позицию. И никаких личных  обид и неприязни тем, кто высказывал критическое мнение , не было. Так было в 90-е годы.  Но со временем он стал крайне подозрительно относиться к любой серьёзной критике в свой адрес.

Чем будет отличаться новая или обновлённая партия от других партий, существующих в России, и, в частности, от других левых партий.

Принципиально она будет отличаться внятностью своих  программных установок. Товарищи, её поддерживающие, должны понимать, что она выступает за интересы трудящихся. Она будет  сверять требования всех трудящихся со своими политическими лозунгами, делать  все, чтобы эти  лозунги в полной мере отражали  сегодняшние запросы людей.  Эта партия будет вести борьбу за политическую власть не только с помощью выборов, но и  путём широкой организации протестных действий не только на улицах, но и, в первую очередь, в трудовых коллективах. Она будет  держать курс на поддержку  отраслевого забастовочного действия, а не только  протеста на отдельных предприятиях. По своей форме и методам деятельности  она больше будет соответствовать  менталитету молодого поколения. Новая левая партия будет больше опираться на марксизм -ленинизм и развивать его без свойственного КПРФ уклона, когда непонятно, на что мы опираемся - на марксизм -ленинизм или же на наследие великой русской истории,которая, конечно, великая, но не имеет прямого отношения к левой идее.

Эта партия должна быть способна сплачивать вокруг себя действительно левые силы и действительно протестный электорат.  Сегодняшняя КПРФ, может быть, и хочет это делать, но фактически неспособна, потому  что руководство партии, в первую очередь, Геннадий Андреевич, негативно относятся к любой критике, к любому несогласию. Посмотрите, сколько потерянных сторонников и союзников у Зюганова из числа других партий и организаций, которые когда-то шли вместе с КПРФ!  Развалился Национально-патриотический союз России, развалились  и другие образования, где присутствовала КПРФ.

Эта ревность и недооценка мнения сторонников мешает созданию действительно широкого фронта борьбы с режимом.  КПРФ не может преодолеть  комплекса старшего брата, который всем указывает что делать, а они  должны смотреть ему в рот и благодарить  за то, что он,  вот такой умный и сильный ,позволил им быть вместе с ним.  Новая партия не должна идти по этому пути, она  должна, используя свой потенциал, используя свои кадровые, организационные и теоретические возможности, сплачивать вместе разные левые группы и организации.

А её ведущая роль  будет обозначена не давлением на союзников , а именно активностью  партии в конкретных политических делах. У Зюганова вроде бы есть некий Штаб протестных действий, но, строго говоря, из тех 20 организаций, что в него входят , 17 или 16 возглавляются членами КПРФ. То есть, это  как бы дочерние организации КПРФ. Союз женщин России, Союз советских офицеров, Движение в поддержку армии  (и многие другие организации) возглавляют члены КПРФ. Это  не сплочение, поскольку объединять нужно разные политические  организации, а перечисленные, как  минимум на 50 % состоят из членов КПРФ.  А новая партия, если она хочет быть успешной, должна  объединять в себе именно независимые левые группы.

Есть ли какие-то общие ценности, которые смогут объединить разрозненные левые группы, организации и партии в единое целое?

Левые, безусловно, конфликтуют. Как говорит Борис Юльевич Кагарлицкий, они конфликтуют, потому что одни  прочитали Ленина, другие - Троцкого... . Но  левые никогда не конфликтовали друг с другом по вопросу необходимости сменны власти. Левые никогда не конфликтовали друг с другом по поводу желательного возврата России на путь социализма.  Есть много фундаментальных , основополагающих вопросов, по которым у левых общая позиция.  Часто левые конфликтуют за право претендовать на ведущую роль в левом движении. Эти конфликты носят субъективный характер.  Так, в Российской коммунистической рабочей партии считают, что они лидируют в вопросах работы на предприятиях. Но Революционная рабочая партия (РРП), по крайней мере,  в Москве, не хуже работает на предприятиях. РКРП критикует РРП, но не за то,  как она работает на предприятиях, а за их симпатию к Троцкому, которого в РКРП не любят. А РРП  критикует РКРП  не за то, что её члены работают на предприятиях хуже них, а за то, что они любят Сталина.  Вот они  разные книжки читали.

Хотя конфликты, конечно,  присущи левым, в том числе и внутрипартийные.  Ещё какой-то класик, по-моему Достоевский, говорил, что среди левых много  было и будет споров , потому что погасить  их  методами буржуазных партий невозможно. Вот в буржуазных партиях, если человек, группа или какое-то партийное крыло выступают против руководства, то можно недовольным дать хорошие административные посты, сделать их губернаторами, мэрами, послами  и тем самым успокоить.  Так, в Социал -демократической партии Германии существует молодёжная секция, которая  едва ли не с коммунистических позиций критикует за ревизионизм своё руководство.  Но они подрастают, им дают хорошую должность, они  интегрируются в буржуазную  систему, хотя и  называются социал-демократами. А после этого опускают накал своей критики до нулевого значения. Борьба среди левых, помимо идейных противоречий, идёт,  в основном, за личный авторитет, за личное положение в партии или организации.  Это борьба амбиций, а она тяжелее всего лечится. Вот почему  левое движение обречено на такую конфликтность. Здесь сталкивается самолюбие людей,  а это очень тяжело преодолимо.

Можно ли это преодолеть в новой партии?

Это можно свести к минимуму.  Невозможно ведь  преодолеть честолюбие, тщеславие людей. Даже при коммунизме будут чрезмерно гордые люди, чрезмерно самолюбивые люди.  Другое дело, что это не будет связано, как при капитализме, с денежными отношениями. Сегодня любой тщеславный человек  сможет  накопить определённую  сумму денег  и заткнуть всех за пояс не потому, что он самый умный и энергичный, а просто потому,  что у него денег больше. А при коммунизме  этого не будет.  Чтобы заслужить уважение в обществе, нужно будет талант показывать, трудолюбие, личностные качества..  При коммунизме возможна борьба за престиж.

Как избежать, с одной стороны,  идейного догматизма в новой партии, и с другой стороны - разобщающей энтропии и популизма?

Опасность догматизма есть, потому что в руководстве партии всегда могут оказаться люди, которые будут ревностно относиться к отступлению от канонов марксистско-ленинской теории в классическом виде , так как они себе её представляют. Если же люди не достаточно сильны в марксистско-ленинской теории,  у них есть шансы обвинять тех, кто разбирается в этом, догматиками и обращаться к популистским лозунгам. Средство избавиться от этого - широкое марксистско-ленинское образование.  Кстати, КПРФ сейчас совсем  не занимается этим.  В КПРФ на сегодня есть три основных требования:  приём в партию,  оплата членских взносов и результат на выборах.  КПРФ, опираясь на эти три, конечно важных показателя,  пустила на самотёк марксистско-ленинское образование. Чем больше будет подготовлено марксистов  в партии,  тем больше гарантия, что она не качнётся в сторону популизма и не застынет на догматичных позициях. Нужно опираться на творческое развитие марксизма, который сам по себе является творческой теорией.

Я могу назвать три основных пути, по которым человек приходит сегодня в левую партию.  Во-первых, когда человек понял, прочитав классиков, что коммунизм - самый перспективный путь для развития человечества.  Многие приходят по зову сердца: увидели  несправедливость, узнали, что против режима выступают коммунисты и пришли в партию.  А некоторые вступают в партию потому,  что там состоят их родные.  

Как будет управляться обновлённая партия?  Можно ли избежать опасности авторитаризма?

Тут есть проверенные рецепты : большая роль местных региональных организаций, первичных отделений, развитие товарищеской критики и создание товарищеской обстановки внутри организации.  Многое зависит и от субъективного  фактора. Если брать ту же КПРФ, то возможности устава позволяют проводить достаточно демократичную внутрипартийную политику, но они не используются руководством партии.  Но, тем не менее, многое зависит от демократичного устава, от следования принципу сменяемости руководителя, который не должен долго засиживаться на посту.  Должно быть более широкое представительство на партийных Съездах.

В левом движении сейчас есть лидеры, которые могли бы возглавить новую левую партию?

Конечно. И Тюлькин мог бы возглавить партию, если, конечно, его организация будет проявлять больший интерес к вопросам объединения.  У нас есть Улас - он возглавлял Московский горком партии.  Это, конечно,  непростой вопрос, но главное, что такие люди есть.

Какими средствами и методами (уличный протест, парламентская  борьба) новая партия должна достигать своих политических целей.

Это, конечно же, парламентская деятельность. Вообще любая  выборная деятельность - по выборам мэров, губернаторов, президента. Несомненно, это протестная деятельность, желательно в более значительных масштабах нежели сейчас.  Это -  информационная деятельность. Информационная работа имеет очень большое значение, поскольку она формирует настроение людей на выборах и во время протестных акций. Ну и, конечно, работа в трудовых коллективах - на фабриках, заводах, в научных  учреждениях, в преподавательской и студенческой среде.  Люди проводят в трудовых коллективах большую часть своего времени.  От того, какая там обстановка, какие там настроения, какие ценности преобладают в коллективе,  во многом зависит и настроение людей за пределами работы. Можно устраивать забастовочные или иные акции, которые будут иметь политический эффект, будут раскачивать и разрушать режим. Трудовой коллектив - это такая ценность, которая во многом определяет нашу жизнь. В СССР были славные традиции трудовых династий и трудовой этики. Сильные трудовые коллективы во многом определяют качество жизни.

 Кто среди левых организаций готов подключиться к процессу создания новой партии?

Если брать организации, то однозначно сказать очень трудно, потому что  здесь есть отдельные группы, готовые к этому, но за целые организации я не решился бы отвечать. Даже в МОК не все готовы к созданию новой партии и ждут обновления КПРФ. Есть известные левые деятели, которые поддерживают создание партии. У «Левого фронта» трудно предсказуемая политика. Но я не исключаю, что он созреет для включения  в деятельность новой компартии. Есть небольшие группы, которые входят в Форум левых сил. Часть из этих групп тоже готова к вступлению в партию. Безусловно, вторая зарегистрированная партия  - Коммунисты России. В левой среде к ним относятся по-разному, но если судить по официальным заявлениям, по постановлениям политбюро после конференции МОКа,  они готовы на то , чтобы объединяться. Они предлагают создавать новую коммунистическую партию на базе своей партии, но, по крайней мере на словах, они не придерживаются тактики поглощения, а готовы рассмотреть возможность изменения программы и руководящих органов. Готовы грамотно всё изменить для того, чтобы  те, кто к ним вступают, чувствовали, что они вместе что-то новое на базе этой компартии создают. На словах всё очень грамотно,  другое дело, будет ли так на практике.

Как Вы считаете, Россия может ещё выступить в авангарде мирового антикапиталистического процесса, как это было в XX веке?

Сегодня в авангарде выступает Латинская Америка. Когда-то выступал Советский Союз. Очень большие надежды, наверное, небезосновательные, связываются с Великой китайской революцией. Главное не в том, будет ли Россия в авангарде или не будет. Главное, чтобы Россия действовала в контексте, в русле мирового процесса. А уж, кто возглавляет его, Россия, или Куба, или кто-то ещё - это не важно. Но отмечу, что отношение к российским левым  в мире сохраняется очень уважительное. Многие понимают значимость России  и её потенциал.