Марш миллионов или парад клоунов?

«Бог троицу любит» - общераспространенная фраза, не особо связанная с теологией. Эту присказку используют применительно ко многим однотипным поступкам и событиям, происходящим с известной последовательностью. Если говорить о третьем по счету масштабном оппозиционном шествии в крупнейших городах России, то его способен полюбить разве что бог Мом. В древнегреческой мифологии этому божеству подконтрольны насмешки, глупость и злословие. Собственно, именно этими тремя качествами сентябрьская демонстрация от Страстного бульвара до проспекта Сахарова и отличалась.

Памятуя о наказе великого мультипликационного капитана Врунгеля «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», массированный парад недовольных традиционно именуется «Маршем миллионов». Даже в дни декабрьских акций 2011 года это название было сильным преувеличением, на первых акциях присутствовало около ста тысяч человек – и это в снег и мороз. Сейчас, в золотые деньки «бабьего лета», на многократно пропиаренное шествие собралось от силы тысяч четырнадцать-пятнадцать. Правда, организаторы называют цифры в 30-40 тысяч, ссылаясь на то, что «много людей стояло по всей трассе движения колонн». Замечательная логика, позволяющая считать участниками соревнований всех зрителей и прохожих. Так что до заветного миллиона списочный состав протестующих не дотягивал с коэффициентом 100:1. А честно именоваться «Марш десяти тысяч» - согласитесь, совсем не комильфо. Сразу вспоминается другой древний грек Ксенофонт, автор исторических мемуаров «Анабасис, или отступление десяти тысяч». А от Ксенофонта и до Швейка недалеко, с его бравым идиотизмом как универсальным методом борьбы. Нет, такие историческо-литературные ассоциации оппозиционных лидеров не греют, и фантастическое миллионное название параду было решено оставить.

Но бог с ним, с количеством активно митингующих. Если что и впечатлило на публичном действе от 15 сентября сего года, так это качественный подбор исполнителей. Точнее, отсутствие любого подбора. Желаемая массовость за счет объединения самых разношерстных групп инакомыслящих и громкокричащих сыграла с организаторами сентябрьского марша фатальную шутку. Третий (пожалуй, что и последний) оппозиционный марш вошел в историю размашистыми мазками несочетаемых тонов:

- «Теперь здесь не только креативный класс и политические активисты, но и медики, ученые, военные, учителя!» - гордо возвещает с трибуны колоритная брюнетка Изабель Магкоева, одним махом отказывая в креативе всем названным профессиям. Противоречия между масштабным расширением социальной базы участников и многократным снижением их численности активистка РСД (Российского Социалистического Движения) не замечает. Как и того, что военное сословие представлено исключительно десятком музыкантов из группы «Десант свободы». Смешно…

- Призывы к либеральному капитализму с «человеческим лицом» под аккомпанемент кричалок «Прохоров, гори в аду – нет наемному труду!» и незатейливого и мощного «Капитализм – го.но!» убедительно продемонстрировали идентичность реформационного мышления всех участников…

- Сплоченность и единство оппозиции были особенно зримы в момент появления на сцене Гарри Каспарова, встреченного громким рэп-речитативом «Ру-со-фоб!» из рядов коллег по протестному движению…

- Адекватность ораторов и слушателей достигла небывалых ранее высот.

Выдающуюся образность колоритных сравнений показал бизнесмен и экс-депутат Гудков, объявив думскую процедуру своего разжалования «изнасилованием Конституции» (!), на что толпа отреагировала парадоксальными криками «Мо-ло-дец!». Илья Яшин сравнил пострадавшего от конституционного инцеста Гудкова с Индирой Ганди (?!), предсказав бывшему справороссу блистательную политическую судьбу и президентский пост. Сергей Удальцов назвал тонированные стекла собственных очков «черными метками жуликам и ворам», чем очень порадовал всех любителей романов Р. Стивенсона. Кто победит жулика? Конечно же, бравый пират…

- Писатель Быков поделился своим открытием двух народов в России. Первый представлен на митинге, он – квинтэссенция достоинства и прочих прекрасных качеств. Все остальные суть пресмыкающиеся ничтожества, лишь присоединение к оппозиции оставляет второму народу шанс именоваться человеками. Уже не смешно…

Объединяющим мотивом всех митинговых речей был меркантильный призыв. Оказалось, что деньги нужны всем. И Навальному на финансирование Роспила – до чего же это мило. И Чириковой на продвижение в химкинские мэры. И Яшину на грядущие митинги. И уже упомянутой И.Магкоевой на помощь политзаключенным. Видимо, Изабель спонсорская помощь даже нужнее, чем всем прочим – ей ведь этих политзаключенных сначала разыскать нужно. Слаженность просьб в стиле «дайте денег, люди добрые» можно считать свидетельством действенности закона об НКО. При этом единственный, кто имел полное моральное право процитировать «Подайте бывшему члену Государственной Думы, же не ман па сис жур», был Геннадий Гудков. Однако он-таки решил воздержаться. Видимо, в дань памяти думскому пребыванию. Или из соображений, что негоже будущему президенту прилюдно побираться.

Митинг объединенной оппозиции на проспекте Сахарова был согласован до 10 часов вечера. Но уже к семи часам все разошлись, кроме Удальцова в черных многофункциональных очках. Сергей бросал в уходящие спины лозунг за лозунгом, призывал к майдану и вече, к люстрации и перевыборам. Но последним зафиксированным скандированием у сцены было «Позор!». И отнести его в адрес «властных сатрапов» можно с большой натяжкой. Радикальные и бессмысленные причитания лидера Левого Фронта не смогли завести даже ближайших сподвижников. Разумеется, Удальцову достало терпения дождаться 22-00 и быть задержанным за «несоблюдение регламента публичных мероприятий» или как там называется такой цейтнот. Но и само задержание, и освобождение «властелина черных меток» через каких-то полтора часа прошли скучно и обыденно.

Любой политической системе необходима оппозиция – конструктивная и резкая, живая и недремлющая. Но не профанация активности за счет оскорбительных речевок и плакатов. Не претензии на непорочную политическую чистоту себя, любимого и уверенность в замызганности всех прочих. Не клоунада под девизом «В нашем парад-алле участвуют все!» со смехотворным «миллионом» в заголовке.