У "Грузинской мечты" остается один ресурс - народ

У храма Баграта в воскресенье собрался весь политический бомонд Грузии. Во время своего выступления президент Михаил Саакашвили не отпустил ни одной колкости или грубости в адрес политических соперников. Речь грузинского лидера была преисполнена миролюбия и толерантности к оппозиции. Сия знаменательная и неожиданная метаморфоза произошла с ним на торжественном освящении средневекового храма Баграта в Кутаиси. Он вдруг призвал всех к взаимной терпимости, уважению и единению ради свободной Грузии. А потом Католикос Патриарх всея Грузии призвал собравшихся на обед от имени президента.

За праздничным столом вместе оказались люди, которые еще вчера казались непримиримыми врагами. Не было видно только лидера "Грузинской мечты" Бидзины Иванишвили. В это время он в Тбилиси отметился не менее знаковым заявлением в интервью Общественному телевидению. Самый богатый грузин объявил, что никаких акций протеста после выборов 1 октября он не собирается устраивать, если международные наблюдатели признают их справедливыми. Иванишвили слов на ветер не бросает, и можно быть почти абсолютно уверенным в том, что так оно и будет. Он объяснил в том же интервью, что для прихода во власть "Грузинской мечте" манифестации не понадобятся – выборы будут выиграны, и самая плохая, по его же словам, в истории Грузии власть уйдет в прошлое.

С опытом современной Грузии подобный сценарий плохо соотносится. В стране неоднократно проходили выборами с достаточно спорными итогами, с невероятными скандалами непосредственно в дни голосования, однако в конечном счете ничего не менялось. Например, последние выборы в парламент, которые прошли в мае 2008 года, с ходу вызвали массу нареканий от европейских мониторинговых групп, которые обещали представить заключение позднее. Оно подоспело только осенью, и выполнено было в критическом духе - выборы в целом не соответствовали демократическим стандартам. Возникает вопрос: и что? Ничего. Замечание было принято к сведению, отправлено в архив с обещанием учесть его в будущем. А не вполне, скажем так, законный парламент, раз уж выборы не соответствовали стандартам и проходили с грубейшими нарушениями, спокойно продолжил работать до сегодняшних дней.

По мнению некоторых тбилисских экспертов, уверенность в победе, которую демонстрирует Иванишвили в ходе избирательной кампании, необходима. Особенно в условиях жесткой поляризации страны. Малейшее колебание лидера любого из политических лагерей моментально сыграет против него. И, возможно, самым роковым образом. Но положение у лидера "Грузинской мечты", что бы он ни говорил, сколько бы тысяч людей на свои акции сейчас ни собирал – очень непростое.

Понятно и закономерно, что правящее "Национальное движение" не собирается поднимать вверх руки. Его электорат, вопреки утверждениям соперников, со времени последних выборов в масштабах страны не сильно поредел. Работники властных структур, что центральных, что на местах, никуда делись. Бюджетники остались бюджетниками. Сотрудники всех силовых структур до сих пор не проявляли признаков недовольства – это не в плане выполнения приказов на случай "революционных процессов", а конкретно в плане голосования.

Плюс национальные меньшинства, традиционно голосующие за власть. То есть у "Национального движения" Михаила Саакашвили внутренние ресурсы и рычаги достижения поставленной цели – победы на парламентских выборах 1 октября, сохранились.

Вероятно, сильно завышенными оказались ожидания оппозиции на поддержку Запада. Многочисленные делегации разного уровня, из различных стран и институтов, посещающие Тбилиси друг за другом, в лучшем случае говорят о нейтральном отношении к политическим лагерям Грузии. Другие – вроде американских сенаторов Маккейна и Либерамана откровенно симпатизируют правящим кругам Грузии, а третьи – типа шведского министра иностранных дел Бильдта и эстонского министра обороны Рейнсалу, склонны считать Иванишвили "российским проектом", вброшенным в грузинскую политику для возвращения Тбилиси в политическую орбиту Москвы. Заметной поддержки от Запада у грузинской оппозиции, кроме дежурных напоминаний о святости соблюдения демократических норм всеми сторонами политического процесса, в общем-то нет.

Очевидно надо распрощаться и со скрытой неафишируемой надеждой на помощь от церкви, у которой на нынешнем этапе сложились очень непростые отношения со светской властью. Грузинская православная церковь (ГПЦ), конечно же, изначально заговорила о своей аполитичности и равноудаленности от политических течений. Однако некоторые заявления, а то и действия видных духовных лиц входили в разногласия с действиями и заявлениями политического руководства Грузии. Такое положение дел породило иллюзию того, что ГПЦ может некими "знаками" подтолкнуть большую часть общества к единению вокруг "Грузинской мечты". Но буквально на днях произошли заметные события, которые поставили под сомнение аполитичность ГПЦ, и, похоже, выявили раскол в ее высших эшелонах по политическому признаку. Речь идет об инциденте в Западной Грузии, в который оказались вовлечены сановные служители и журналисты, которых заинтересовало обилие предвыборных плакатов "Национального движения" на церковной ограде в городе Поти. Действия представителей ГПЦ никак не соответствовали христианским заповедям, были впоследствии осуждены Илией Вторым. Но явные признаки брожения в церковных верхах от этого никуда не делись.

Таким образом, у "Грузинской мечты" по сути остается один ресурс для успеха на выборах 1 октября - народ. А также собственная способность защитить все до единого полученные голоса. Несомненно, это понимают в политическом лагере Иванишвили и намерены именно для контроля над избирательным процессом делегировать более 100 тысяч своих наблюдателей, а, кроме этого, все 3648 участков оснастить видеоаппаратурой. Насколько такие планы помогут "Грузинской мечте" - пока не понятно. И "собственных наблюдателей" от оппозиции, и камеры слежения на избирательных участках Грузия уже проходила.