Роль России в АТР обросла экономическими иллюзиями
Роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе обросла экономическими иллюзиями
В то время как обитатели Северо-Запада начали от души праздновать 1150-летие российской государственности и вступать в разного рода «изборские клубы», вся страна жила другим. Во Владивостоке отгремел саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), обошедшийся государственной казне в 680 млрд рублей. Это больше, чем годовые расходы федерального бюджета на образование или казна отдельно взятого города на Неве. За что же Россия заплатила такую цену?
Атлантику меняем на «Пасифик»
Как было сказано с высоких трибун, саммит в Приморье - наша заявка на одну из ключевых ролей в Тихоокеанском бассейне в противовес Атлантическому. Действительно, Россия большей своей территорией расположена в Азии, а не в Европе. Хотя справедливости ради заметим, что и европейская часть нашей страны не уступает по площади всему остальному Старому Свету.
Азиатско-Тихоокеанский регион интересен не столько протяженностью границ, сколько экономическим потенциалом: в отличие от западного мира «азиатские тигры» растут, как на парном молоке, показывая высокий рост валовых национальных продуктов (ВВП). И вот какая незадача: 51% торгово-экономических отношений у современной России завязан на Западную Европу, и только 24% - на государства вышеупомянутого Азиатско-Тихоокеанского региона.
Казалось бы, наша страна просто обязана встать во главу всего евразийского, трансазиатского и тихоокеанского. У нас есть Транссиб, единственный железнодорожный путь из Европы на Дальний Восток, мы обладаем уникальным Севморпутем, по которому можно проплыть (по крайней мере теоретически) из Китая в Данию быстрее, чем через Суэцкий канал. Россия располагает интересными технологиями в оружейной сфере, а уж природных богатств у нас столько, что всей Азии хватит!
Руководство нашей страны оправдало ожидания сограждан, предложив к 2020 году создать в Азиатско-Тихоокеанском регионе зону свободной торговли. Россия намерена застолбить за собой место «пропускного пункта» между Западом и Востоком. Ежегодный торговый оборот между ними ныне составляет 1 трлн долларов, но лишь 1% грузов перевозится по территории нашей страны. Участники саммита АТЭС предположили, что если задействовать инфраструктуру нашей страны, то через 8 лет торговый поток мог бы увеличиться в 5 раз и приносить России по 5 млрд долларов ежегодно.
Как хорошо быть генералом
Что же, звучит заманчиво. Но посмотрим в глаза фактам и цифрам, чтобы оценить реальное место нашей страны на Тихом океане. Начнем с главного - экономического потенциала России по сравнению с соседями. Согласно оценкам Международного валютного фонда, ВВП нашей страны за 2011 год, рассчитанный по паритету покупательской способности, достиг 2,4 трлн долларов. Берем ВВП стран, раскинувшихся по берегам Тихого океана: США - 15 триллионов, Китай - 11,3 триллиона, Япония - 4,4 трлн долларов. То есть совокупная экономика даже этих трех стран без учета всяких «австралий и океаний» на порядок выше российской. Из вышесказанного следует, что для нашей страны Тихоокеанский регион интересен как плацдарм для сотрудничества, однако в комсостав этого полка мы вряд ли войдем.
Фактор второй - демографический. С нашими 142 миллионами жителей мы выглядим на Тихоокеанском побережье малонаселенной страной. Почти столько же китайцев живут в приграничных провинциях Поднебесной. Россиян, кстати, за Уралом укоренилось лишь около 30 миллионов - совсем мало. Значит, если говорить о масштабном освоении Дальнего Востока, своих человеческих ресурсов может не хватить, а ввоз рабсилы из-за рубежа (мы все догадываемся, откуда) угрожает самому существованию отечества в его нынешнем виде.
Третий фактор - климатический. Пожалуй, только северный Китай, Канада и Аляска находятся в схожих природных условиях, что и российский Дальний Восток. Ни Япония, ни тем паче Австралия не имеют опыта жизни в «краю вечных снегов». Автор этих строк не является сторонником преобладания климатического фактора в экономике (была бы голова на плечах и свобода мысли в этой голове), однако определенный отпечаток на развитие народного хозяйства широтный элемент все же накладывает.
В этой связи странным выглядит заявление наших чиновников на саммите АТЭС о том, что к проектам развития сельского хозяйства скорее привлекут австралийских специалистов, нежели китайских. Хотя именно жители Поднебесной известны миру своим умением выращивать урожай даже в самых неблагоприятных условиях. А теперь представьте апокалиптическую картину российско-австралийского аграрного союза: стада мохнатых кенгуру, пасущихся на лугах Мегино-Кангаласского улуса Якутии...
Наконец, фактор четвертый - пожалуй, главный: национальный менталитет. На побережье Тихого океана Россия столкнется с народами, чей образ мысли в значительной степени отличается от нашего. Сколь бы ни были велики отличия русского от француза, немца или финна, китаец является носителем абсолютно иного мировоззрения. Сколь бы сложным ни был финский язык, китайский выучить гораздо труднее (а говорить на нем может только тот, кто прожил бок о бок с носителями). И только «глянцевые ура-патриоты», видевшие Китай в лучшем случае из окна экскурсионного автобуса, могут заявлять о полном взаимопонимании наших народов.
Противовесом китайской или японской цивилизации на Тихом океане служит квинтэссенция англосаксонского мира (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Можно сказать, что для нас Дальний Восток - это еще и крайний Запад. То есть здесь мы столкнемся с той же «осью зла», «мировым правительством» и «золотым миллиардом», от которого хотим уйти в Атлантике.
Демонстрация возможностей
Если посмотреть правде в глаза, то ни нашей культуры, ни языка, ни технологий странам Тихоокеанского бассейна не нужно. Оружие, правда, берут на ура, но им жив не будешь. В самый урожайный на контракты в сфере ВПК 2011 год эти связи обеспечили лишь 2,5% от экспортной выручки России. Остальное, как вы догадываетесь, сырье. Именно с нефтью, газом, углем и рудой связаны инвестиционные чаяния наших соседей по Азии. Не случайно крупнейшие соглашения на саммите АТЭС касались сырьевого сектора, энергетики и сопутствующих отраслей.
Морской путь из Азии в Европу оказался в 4 раза дешевле, чем по Транссибу. Таковы особенности национальной калькуляции, когда любое начинание в России обрастает «статусной рентой», «пилингом» и «откатингом». Даже чиновники из стран Южной Азии, где коррупция на высоте, умеют «видеть свой потолок».
И в чем же тогда смысл проведения столь затратного мероприятия во Владивостоке? Возможно, вовсе не поиск загадочных «инвесторов», которые до сих пор не знали о существовании страны Державина и Толстого. Быть может, цель владивостокского форума - продемонстрировать, что Россия и сама в состоянии развивать свой Дальний Восток, строить чудо-мосты и нефтепроводы. А если у кого возникнут вопросы - на них ответят армия, авиация и флот.
А вот с усилением азиатско-тихоокеанского фактора в нашей экономике придется повременить. Рано еще списывать Старый Свет со счетов: он исправно платит за газ и нефть, не претендует на заселение территорий и считает Россию все же частью своей, европейской, цивилизации.
Комментарии
Первым этапом должна стать природная рента.