Депутаты признались, что работают плохо

Депутаты придумали повысить свою эффективность тремя путями: окультуриться, работать ночью и переписать законы о себе.

Комитет по регламенту Госдумы разрабатывает механизм оптимизации работы палаты, существующий порядок признан недостаточно эффективным. В "Справедливой России" отмечают, что одних изменений в регламент недостаточно – существуют концептуальные недоработки законов, которые делают нормы "полуфабрикатами". По одной из них, кстати, и будут "судить" Геннадия Гудкова.

После того, как спикер Госдумы Сергей Нарышкин раскритиковал парламентскую деятельность на первом пленарном заседании осенней сессии, комитет по регламенту приступил к разработке механизма по оптимизации работы депутатов. Цель – более качественно готовить законы, эффективнее и быстрее их рассматривать.

В ходе традиционных десятиминутных выступлений на утренней "пленарке" свое видение повышения эффективности работы изложили представители трех фракций. В "Единой России" предлагают кроме того, чтобы поправить регламент, повысить собственную законотворческую культуру. ЛДПР за то, чтобы работать по ночам. В "Справедливой России" считают, что повышать эффективность следует не только посредством самоорганизации и правкой регламента, но и конкретизацией самого закона "О статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации", отдельные нормы которого далеки от совершенства и позволяют творить "политический произвол".

Критики самих депутатов заслужила их работа с точки зрения и количественных, и качественных показателей. В прошлом, пятом созыве Государственная дума успела рассмотреть только 70 процентов от внесенных законопроектов. В итоге около полутора тысяч документов осталось "в наследство" депутатам Думы шестого созыва.

Не до культуры

От 40 процентов законопроектов, вносимых самими депутатами, палата принимает лишь четверть, законодательными собраниями – лишь 1-2 процента от 30 процентов от общего числа. Причина – слабая правовая и финансово-экономическая проработка. Доходит до того, что Дума вынуждена тратить время на рассмотрение даже тех документов, заключение по которым еще не дало правительство РФ. Уже в текущем созыве таковых набралось 21.

По словам председателя комитета Госдумы по регламенту Ильдара Габдрахманова, решить эту ситуацию можно, возложив дополнительные функции на правовые управления фракций и Госдумы. Это – одно из предложений комитета. Как сообщил Габдрахманов, предложений будет много, после их разработки комитет внесет соответствующий законопроект. Но "не все вопросы можно урегулировать через регламент, есть вещи, которые подвластны нам самим", подчеркнул он и добавил, что депутатам стоит подумать о "повышении собственной законодательной культуры".

"В регламенте записано, что каждый депутат имеет право обсуждать любой законопроект на заседании любого комитета. Но мы часто сталкиваемся с тем, что депутаты не приходят на комитет, а вопрос задают в зале пленарных заседаний, не ценя наше время, так получается двойной круг обсуждения", - привел он пример.

Кроме того, парламентарий считает, что не стоит тратить время на долгое обсуждение законопроектов, по которым комитет уже сформировал отрицательную позицию, пустить их нужно по ускоренной процедуре с выступлениями по одной минуте.

Кроме того, не нужно обсуждать на пленарных заседаниях и те законопроекты, авторы которых на заседания не являются, добавил Габдрахманов.

С утра до ночи

Думские либерал-демократы предлагают кардинальные меры: поделить "парламентскую массу" на три части, чтобы 150 депутатов работали днем, 150 – до позднего вечера, и 150 – в регионах. Предполагается, что депутаты время от времени в этих группах будут меняться.

"Нужно перевести Госдуму на сменный график, 150 депутатов вполне справляются с нажатием кнопок и их достаточно для обсуждения. Первая смена пусть работает с 9:30 до 17:30 с перерывом на обед с двух до трех. Вторая смена – с 17:30 до 23:00. Третья часть сидит в регионах и беспрерывно ведет прием избирателей", - предложил член ЛДПР Владимир Овсянников.

Предложение было встречено смехом депутатов, однако он поставил коллег на место: "так народ хотя бы будет видеть, что законопроекты обсуждаются и Госдума работает".

Кроме того, Овсянников предложил отменить "бессмысленные" правительственные часы. По мнению либерал-демократа, доклады, которые зачитывают министры, не приводят ни к чему. Вместо этого депутат предложил ввести "правительственные часы поручений депутатов", чтобы давать министрам конкретные задачи, в исполнении которых те смогут отчитываться на последующих часах.

Норма без формы

"Справедливая Россия" также подумала о способах повышения эффективности работы парламента. Как отметила справоросс Татьяна Москалькова, "если законы будут плохие, можно и в три и в четыре смены работать, и регламент изменять, но ничего не сдвинется".

Она привела пример "плохой нормы" - о досрочном прекращении полномочий депутата, который совмещает депутатскую деятельность с коммерческой, которая прописана в законе о статусе депутата Госдумы.

"Вот только за 11 лет после того, как Госдума приняла закон, никто не подумал прописать инструментарий реализации этой нормы", - посетовала депутат.

В частности, по мнению Москальковой, в законе не указано, "какой орган вправе проверять информацию, какие права есть у того, кто, возможно, стал жертвой клеветы, есть ли у него право требовать проверки, заключения и есть ли вообще такой акт, как заключение правоохранительного органа, может ли "обвиняемый" требовать провести экспертизу или исследование, допросить свидетелей".

"За 11 лет мы не прописали этот механизм, - повторила она. – И сегодня Геннадий Гудков на основании этой нормы-полуфабриката будет обсуждаться в Госдуме".

Москалькова не сообщила, намерена ли она или депутаты от фракции подготовить поправки в закон о статусе депутата. Она напомнила слова "известного английского ученого и юриста: "плохие законы – худший вид тирании". По мнению депутата, подобные законодательные нормы и ситуации негативно скажутся на судьбе российского парламентаризма.