На телекоме поставят крест?
В непростой истории слияния «Связьинвеста» и «Ростелекома», кажется, наметился важный перелом. После того как финансовый рынок негативно отреагировал на публикацию отчета «Ростелекома» за первое полугодие, а аналитики заговорили о неэффективности нынешнего менеджмента госкомпании, президент Путин встретился с новым министром связи Николаем Никифоровым.
Тридцатилетний глава Минкомсвязи стал вторым министром из нового кабинета, который получил приглашение на личную беседу с президентом. С точки зрения щепетильного кремлевского протокола это решение не выглядит случайным. Официально участники встречи обсуждали проблемы развития системы электронных госуслуг в стране. Вместе с тем очевидно, что не коснуться развития «Ростелекома» они также не могли. Ранее министр публично заявлял, что считает руководство госоператора неэффективным. Один из индикаторов, подтверждающих правоту министра, - двухкратное по сравнению с июнем 2011 года падение курса акций компании.
Освободите кресло!
Информация о том, что новое руководство Министерства связи якобы намерено провести перестановки в менеджменте госкомпании, появилась еще за несколько дней до встречи министра с президентом. В частности, высказывалась версия, что председателя совета директоров «Связьинвеста» князя Александра Трубецкого может сменить гендиректор «ВЭБ Капитала» Юрий Кудимов. Учитывая тот факт, что «Связьинвест» и «Ростелеком» связаны перекрестным владением акций, а их слияние до сих пор не завершилось, персональный состав руководства компаний имеет решающее значение как для будущего «Ростелекома», так и для текущего управления.
После встречи Никифорова с Путиным появились новые версии. Согласно одной из них, президентом «Ростелекома» может стать Игорь Широков, с июля являющийся заместителем генерального директора по инфраструктуре сотового оператора «Мегафон». А в качестве заместителя президента компании Никифоров якобы предложил Инну Ашенбреннер, заместителя гендиректора петербургской IT-компании «КОРУС Консалтинг». Какое именно решение по итогам встречи с Никифоровым примет Путин, пока неясно, однако источник в Минкомсвязи оценивает ее итоги оптимистично.
Отчетность
Причины недовольства профильного министерства действующим менеджментом «Ростелекома» очевидны. Несмотря на рост выручки и прибыли, отчетность госкомпании за первое полугодие вскрыла серьезную проблему: инвестиции себя не оправдывают.
Вложенные за полгода 41,7 млрд рублей привели всего к 10%-ному приросту количества частных абонентов. К тому же сейчас «Ростелеком» тратит деньги на покупку региональных операторов связи, чтобы расширить абонентскую сеть, - с существенной премией к их рыночной цене.
Госоператор теряет рентабельность из-за снижения высокодоходного корпоративного сегмента и при этом увеличивает долги (рост на 33%, до 185 млрд рублей). Однако руководство компании продолжает привлекать средства для рефинансирования краткосрочной задолженности, а также для финансирования текущей деятельности компании. По сути дела, «Ростелеком» просто накачивают кредитными деньгами, которые непонятно как расходуются.
Бенефициар
Сложившуюся ситуацию эксперты рынка связывают с влиянием, которое имеет на менеджмент компании предприниматель Константин Малофеев - «правая рука» бывшего министра связи Щеголева. Войдя в совет директоров госкомпании несколько лет назад, Малофеев не только расставил своих людей на руководящие посты, но и вошел в капитал «Связьинвеста».
Схема была любопытной. «Ростелеком» разместил в «Газпромбанке» около 300 млн долл. Возможно, именно эти средства были использованы для приобретения акций межрегиональных компаний «Связьинвеста» и «Ростелекома» в интересах малофеевского Marshall Capital.
Таким образом, Малофеев приобрел 7% «Ростелекома», а еще три с лишним процента акций ему продал бывший гендиректор «Связьинвеста» Евгений Юрченко.
В 2010 году в открытом письме к Щеголеву Юрченко написал, что «больше не станет работать в стратегической отрасли, превращенной в источник обогащения «особ, приближенных к телу». Однако этот скандал никак не повлиял на деятельность нового совладельца госкомпании.
Когда «Ростелеком» провел тендер по строительству объектов связи на сумму 14,8 млрд руб., его выиграл холдинг «Инфра инжиниринг» под управлением Сергея Огороднова - бывшего коллеги Малофеева по Marshall Capital. Получив деньги, Огороднов заключил договоры с субподрядчиками, удержав за посредничество 40% от изначальной суммы.
Сегодня 10% «Ростелекома», принадлежащие Малофееву, арестованы Высоким судом Лондона по иску VTB Capital plc (английская «дочка» госбанка ВТБ). Истец утверждает, что при получении кредита на 230 млн долларов ВТБ были представлены некорректные сведения о стоимости залога.
Эта тяжба грозит привести к очередному (уже пятому) срыву выхода «Ростелекома» на IPO, так как в условиях непрозрачного управления и ареста части акций привлечь значительный объем иностранных инвестиций будет крайне затруднительно.
Золотой парашют?
Вместе с тем в прессе обсуждается возможность консолидации «Ростелекомом» своих самых ценных активов - частот - на балансе отдельной компании с последующим созданием СП с участием шведского Tele2, который в будущем получит опцион на приобретение контрольного пакета акций. Сообщается, что в сделке может принять участие и Константин Малофеев.
Текущая капитализация госоператора составляет около 13 млрд долларов, но после окончательного объединения со «Связьинвестом» стоимость «Ростелекома» достигнет 25 млрд долларов. Государству терять доли в таком активе сейчас абсолютно невыгодно.
Вот и возникает вопрос: не слишком ли похожа готовящаяся сделка на работу по изготовлению золотого парашюта для топ-менеджера, который вряд ли останется на своем посту, если новый министр начнет настоящую чистку отрасли?
Усилия Никифорова по смене менеджмента «Ростелекома» наталкиваются на серьезное сопротивление Игоря Щеголева, ставшего после смены правительства советником президента Путина. Сейчас дуэту Щеголев-Малофеев в одиночку противостоит самый молодой министр российского правительства, попавший на свою позицию исключительно благодаря собственным успехам на аналогичном посту в Татарстане (он сделал этот регион самым информатизированным в стране).
Однако не стоит забывать, что ничего бы у Никифорова не получилось без полной поддержки всех его действий со стороны главы республики Минниханова. Готов ли Путин к таким же решительным шагам, что и Минниханов, мы узнаем в самое ближайшее время.
Православное лобби
Но и в такой непростой ситуации у Константина Малофеева в рукаве все еще сохраняется весомый козырь - православное лобби. Уже не первый год предприниматель пытается выстроить деловые отношения с верхушкой РПЦ. Одним из поводов стало создание Фонда Святителя Василия Великого, в попечительский совет которого вместе с Малофеевым вошел архимандрит Тихон Шевкунов.
Очевидно, что близость к иерархам РПЦ дает Малофееву весомый политический капитал, которым он не преминет воспользоваться в своей борьбе.
Таким образом, нам предстоит стать свидетелями схватки православного лобби с технократами за развитие телекома, являющегося самой инновационной отраслью отечественной экономики.
Комментарии