Леонтьев: "Марш миллионов" – это движение оккупантов

Ю. БУДКИН: В студии Юрий Будкин. У нас в гостях журналист, публицист Михаил Леонтьев. Михаил, добрый день! 

М. ЛЕОНТЬЕВ: Добрый день! 

Ю. БУДКИН: Первая тема – это «Марш миллионов». Мэрия Москвы согласовала проведение этого оппозиционного шествия. Сообщается, что пройдет оно по Пушкинской площади, по Бульварному кольцу, пересечет Садовое кольцо и закончится митингом на проспекте Сахарова. Ваш прогноз? 

М. ЛЕОНТЬЕВ: Самое важное, что пересечет Садовое кольцо! 

Ю. БУДКИН: Безусловно! 

М. ЛЕОНТЬЕВ: Эпохальное событие! Я бы начал с другого информационного повода, связанного с «Маршем миллионов». Сегодня в Бенгази убили американского посла. Это столица ливийской революции. Официальная версия, что он угорел. Может, он даже и угорел. Потому что он не мог выйти из посольства. Тогда бы его порвали. Люди, отвечающие за собственную страну, должны бы на этом основании изменить свое отношение к сирийскому руководству, поменять стороны в процессе. Потому что люди, которые сейчас воюют в Сирии против Ассада, и люди, которых американцы вооружают, одевают-обувают, политически прикрывают, и люди, которые убили американского посла, это одни и те же люди! Скорее всего, они даже члены одних организаций. Это на тему о результатах массовых протестов и порывов демократии. Что касается «Марша миллионов»…. Во-первых, самое интересное в нем – это наличие миллионов. Их никто за язык не тянул. Сегодня я прочитал сообщение, что в Ростове активисты левого фронта призывают участвовать в «Марше миллионов» индивидуальными пикетами! 

Ю. БУДКИН: Которые можно не согласовывать! 

М. ЛЕОНТЬЕВ: Да! Где один человек стоит с плакатом, один человек снимает возможные будущие провокации. Очевидно, есть третий человек, которые эти провокации должен обеспечить. То есть глупо! Что он будет стоять с телефоном как дурак, если их больше. Один явно простаивает. По мере того как этот процесс опять абсорбирует профессиональных буйных, публика протестная, которую они сумели собрать разными способами, под разными предлогами, они ее больше назад не возьмут. Там достаточно много людей, которым это нравится, которые это любят, которые настоящие буйные. Что дальше? Дальше нужно компенсировать отсутствие массовости… Если у вас реально миллионы, вам больше ничего не надо! Вам даже лозунги не нужны! Мы же помним, когда их вышло почти 100 тысяч, то люди, не симпатизировавшие им, скептически настроенные, все равно были в шоке. Это много! Когда ты изображаешь потенциальное большинство (100 тысяч в России не большинство, и 200 тысяч – не большинство), но все-таки за этим есть потенциал некий…. 

Ю. БУДКИН: В Испании полтора миллиона вышли! 

М. ЛЕОНТЬЕВ: Там надо понять, с чем они вышли! Когда у вас 51% молодежи без работы, чего мириться? У них нет альтернативных занятий. Стимул есть. Сейчас мы имеем этих креативных. Когда мы будем говорить о социальном протесте, то социальный протест, конечно, не будет дружественным к власти, но в первую очередь он будет истреблять креатив. К чему я это говорю? Все это надо компенсировать движухой! Вы видели майские события, которые были, безусловно, ими спровоцированы. Потому что они сами об этом говорили. Мне это напоминает Саакашвили, который говорит, что на Грузию напали, хотя в течение суток вопил в эфире, что они победили и завершили восстановление конституционного порядка. Вот эти все «окупаи», обратите внимание. Бродят они с целью на что-нибудь нарваться и кого-нибудь заставить себя оттуда выковыривать. При этом я не видел звериной воли власти их оттуда обязательно выковыривать. То есть власть предпочла, чтобы они рассосались мирно, без эксцессов. Интересен даже сам креативчик! Креативчик, на мой взгляд, дерьмовенький. Что такое «окупай Уолл-стрит»? Я не могу сказать, что это очень конструктивный процесс, он направлен на ясные и разумные цели. Но там есть понятный мотив. Уолл-стрит для них враг! А что им плохое сделал Абаи? Или «окупай бульвар»? Ничего плохого не сделал! Это движение оккупантов. Они – меньшинство, которое понимает, что они всегда будут меньшинством! Чужие в стране! Они в маленьких своих сообществах свои. Они за этим ничего не видят. Это такой способ мышления. Для них не существует мира вне этих сообществ. 

Ю. БУДКИН: Почему? Они хотят выйти на улицу и показать себя! 

М. ЛЕОНТЬЕВ: Они хотят окупай! Оккупанты хотят не показать! Они хотят навязать! Если кто и хотел показать, то это значительная часть людей, мотивы которых мне не очень понятны, но все-таки этих раннеболотных, которые сейчас рассасываются. Они же действительно хотели себя показать! От них шла эта волна, что нас обидели и обманули. Обмагули-не обманули – это отдельный вопрос! 

Ю. БУДКИН: Но они так считают! 

М. ЛЕОНТЬЕВ: Эти не готовы смириться ни с какими политическими реальностями, которые не соответствуют их симпатиям и чаяниям! Это настоящие оккупанты! 

Ю. БУДКИН: Приходят смс. Люди спрашивают, как вы относитесь к оценке Лимонова на этот счет. А Лимонов еще в июне говорил про то, что эффективность «Марша миллионов» равна нулю? 

М. ЛЕОНТЬЕВ: Лимонов из тех, кто сознательно бьет по слуху. Или хотя бы исповедует такого рода идеи. Лимоновы и прочие понимают, что они хотят. Они последователи! Они хотят восстания и жесткого противостояния!

Они такие Че Гевары. Пусть на меня не обидятся те люди, которым симпатичен Че Гевара. Специфические Че Гевары с маленькой буквы. Но в этом смысле как раз удивляют остальные, потому что эти ребята существуют только в том случае, если они вокруг себя собирают людей совершенно иначе мотивированных. Да? Что такое современная идеология современного протеста? В чем идеология окупаев? Она абсолютно тоталитарна! Казалось бы, это совершенно разные люди! Где Удальцов, где Немцов, где Касьянов, где Чирикова с лесом и птичками! Совершенно разные животные! А идеология одна. И она идеально соединяет в себе эти несоединимые элементы по одной простой причине! Это идеология не «за», а «против». Это идеология разрушения! 

Ю. БУДКИН: Они говорят, что мы - за честные выборы! 

М. ЛЕОНТЬЕВ: Они уже давно не за честные выборы! Они хотят снести власть, персонифицируя ее в Путине. Кстати, почему в Путине? Потому что Путин (хорошая-плохая, оставим) это власть! Поэтому он ненавистен! Вот Ельцин – это не власть! Поэтому его можно презирать. Но ходить и требовать эти люди не будут. Зачем? Он никаким образом им не мешает. Это энтропия такая полная. То есть задача «Карфаген должен быть разрушен»! Кто-то писклявым голосом кричит: «Карфаген должен быть разрушен, потому что он высокий и крепкий». Другой говорит: «Карфаген должен быть разрушен, потому что он маленький и хлипкий!» Какая разница? Задача одна. Они не могут победить в том смысле, что они не могут взять власть. Они – антивласть, антисуверен! Они могут только разрушить! То есть победа этой идеологии – это физическая аннигиляция страны! Есть люди, которые к этому стремятся сознательно! Экстремисты, радикалы! Те же самые «политические исламисты»! Но за собой они тащат огромное стадо интернетных баранов, которые в силу своей интеллектуальной практики не способны связать в логический ряд разнородные вещи! Поэтому они мыслят пикселями, которые в них вбиваются тонкой информационной политикой! 

Ю. БУДКИН: Но это уже третий «Марш миллионов», на котором миллионов не будет! Илья спрашивает: «Разговоры разговорами, а сколько, по вашему мнению, придет на этот «Марш миллионов»?» 

М. ЛЕОНТЬЕВ: Я занимался социологией по этому поводу. Я не предсказатель. Я думаю, что придет меньше заявленного. Немного меньше. Они заявляли 50, меньше придет! Я не знаю, сколько придет. Я просто очевидно чувствую, что людям, которые раньше ходили туда, просто это был фан, это было модно! Это щекотало нервы, потому что было понятно, что не расстреляют и побьют вряд ли! Но все-таки опасно! Адреналинчик! С другой стороны, там было как бы интересно! А вот это постоянное бадалово (туда ходи – туда не ходи, сверху на башка упадет, сюда нельзя, поэтому туда и не надо идти) это всем надоедает. Это может развлекать какое-то время! Но это глупо! За все это время там нет ни одного конструктивного, серьезного, смыслового позитива даже для кого-то! Не для меня позитива или еще для кого-то! Но какая-то стратегия должна быть, которая бы говорила о том, что вот страна, а у нее есть проблемы, давайте это так решим! 

Ю. БУДКИН: 849-ый: «Если Леонтьев такой умный пусть предлагает альтернативу Болотной! Что нам сидеть в болоте и гордится этим?» 

М. ЛЕОНТЬЕВ: Тут есть разница в понятии «болото». Я не призываю оставаться в болоте, с точки зрения Болотной. Я наоборот. Я предлагаю страшную и рискованную альтернативу. У меня есть претензии к власти. Их очень много. Я журнальчик издаю еженедельный, который систематически наполнен перечнем претензий к власти и попыткам выправить эти конструкции, которые не всегда очень удачно строятся. Потому что никто ничего подобного не строил. Весь современный мир находится в состоянии жесткого кризиса системного! Не работают институты, экономические модели действующие не работают, политические модели не работают! Другое дело, что они мне тоже не нравятся. Но они не работают даже для тех, кому нравятся. Раньше работали! Поэтому они и стали тоталитарными. То, чего мы добиваемся от российской власти, ровно противоположно тому, что хотят эти! Мы хотим, чтобы она вышла из современного тупикового контекста! Это очень серьезное решение. Я могу понять эту самую власть, которая не просто занимается философствованием и агитированием на выборах, а должна здесь и сейчас совершать следующий шаг. Шажочки делаются, но они маленькие и недостаточные. Но это риски! Огромные риски! Грубо говоря, чтобы страна спаслась в кризисе, не разбилась, не раскололась, не упала, необходимо выйти из современной действующей экономической модели, финансовой модели! Мировой! Глобальной! А в этой модели практически все! Можно сказать, что там нет Северной Кореи, хотя в какой-то степени она тоже с ней связана! Но она ей пользуется. Северная Корея шантажирует всех ядерным оружием, получая за это продовольствие! Это серьезные риски! Тут надо точно считать и точно видеть! Есть очень важная задача давления на власть! Потому что все эти вещи можно делать не только сверху. Их можно сделать снизу! 

Ю. БУДКИН: Каким образом? 

М. ЛЕОНТЬЕВ: Россия проходила этот путь! Но тогда извините за издержки! Если вы хотите предпочесть снизу, то это связано с дополнительными издержками! Они в истории российской известны! 

Ю. БУДКИН: Михаил Леонтьев в прямом эфире на РСН!