Грузинская демократия и российское вмешательство

На модерации Отложенный

Очевидно, Кремль нашел новый способ, позволяющий ему препятствовать вступлению Грузии в НАТО.

 В августе российский президент Владимир Путин шокировал Запад, заявив в беседе с репортерами, что он одобрил вторжение в Грузию за два года до того, как это произошло в 2008 году. Он также признал, что российские военные подготовили и вооружили местных ополченцев в Южной Осетии. Другими словами, российские «миротворцы» не пытались предотвратить насилие, а скорее занимались его распространением.

И в этом конфликте точка еще не поставлена. Ситуация на Кавказе остается напряженной, а лидеры западных держав хотят убедиться в том, что они снова не совершат ошибку в отношении намерений России.

Откровения г-на Путина доказывают, что Россия нарушила международное право. Это также в немалой степени объясняет вспышки насилия в Грузии, за которыми стояла Южная Осетия, в течение двух лет, предшествующих войне, а также разорение и этнические чистки в грузинских деревнях до и во время конфликта. Теперь стало очевидным, что команды поступали с самого верха российских вооруженных сил.

В 2008 году вторжение удалось остановить при помощи соглашения о прекращении огня, при заключении которого от лица Евросоюза посредником выступил президент Франции Николя Саркози. В соответствии с этим соглашением, Россия должна была занять свои довоенные позиции вдоль границ, а Грузия – вернуться на свои военные базы. Соблюдение этих условий должны были контролировать наблюдатели Евросоюза.

Однако Россия не выполнила условия этого соглашения. Сейчас стало очевидным, что она и не собиралась этого делать.

В настоящий момент на территории Абхазии и Южной Осетии находятся более 10 000 российских военнослужащих, а Москва всячески препятствует приезду в эти регионы миссий наблюдателей ООН и ОБСЕ. Российские войска на оккупированных территориях имеют в своем распоряжении оружие, внедренное уже после заключения соглашения о прекращении огня: тактические ракетные комплексы SS-21, зенитные ракеты С-300, танки и реактивные системы «Смерч». Границы оккупированных территорий охраняют силы ФСБ, которые не пускают в эти регионы наблюдателей Евросоюза.

В Таллинне – хочется надеяться, что и в Брюсселе, Париже и Вашингтоне – мы пытаемся понять, чего Россия намеревается достичь, оккупируя грузинские территории. Неужели Кремль полагает, что страну не примут в НАТО, только потому что одна пятая ее территорий оккупирована другим государством? Разве российские власти не слышали, что на саммите государств-членов НАТО, состоявшемся в мае в Чикаго, Грузии уже пообещали принять ее в эту организацию?

Будучи членом НАТО, Эстония пытается помочь Грузии подготовиться к вступлению в НАТО. Давление со стороны России только укрепило желание Грузии вступить в эту организацию, а также напомнило Западу, что стабильность на юге Кавказа зависит от демократического правления и сохранения за каждым государством права создавать свои собственные альянсы. По обоим пунктам, Грузия одерживает верх.

Тем не менее, Россия не оставляет попыток помешать своему соседу вступить в НАТО. В ноябре прошлого года бывший президент России Дмитрий Медведев заявил, что его страна попросит претендентов на вступление в эту организацию «вести себя хорошо». Он добавил, что если Россия «колебалась в 2008 году, то геополитическая расстановка сегодня совершенно иная, и многие государства оказались искусственно втянутыми в состав НАТО».

Подобные комментарии в совокупности с откровениями г-на Путина и наращиваем российской военной мощи на грузинской территории сами по себе уже внушают тревогу. Однако г-н Путин может воспользоваться иной тактикой для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в Грузии: он может сделать это, оказывая влияние на внутреннюю политику Грузии.

Эти попытки сосредоточены вокруг оппозиционной фигуры Бидзины Иванишвили, грузинского миллиардера, который сделал себе состояние в обстановке хаоса постсоветской России.

В апреле 2012 года г-н Иванишвили создал «Грузинскую мечту» - коалицию оппозиционных групп, члены которой примут участие в парламентских выборах 1 октября – и начал поднимать вопросы этно-националистического и фундаменталистско-православного толка.

Группы, финансируемые г-ном Иванишвили, прежде ассоциировались скорее с ростом насилия, чем с ведением конструктивных политических споров. «Грузинская мечта» отказалась придерживаться тех же нормативных актов, которые были приняты другими партиями, и в августе она была оштрафована за нарушения в финансировании избирательной кампании. В своей статье, опубликованной в Wall Street Journal в августе, г-н Иванишвили опроверг «заявления о том, что наш новый стиль является частью российского заговора» с целью дестабилизировать ситуацию в Грузии, настаивая на том, что «котел уже кипит».

Он утверждает, что «Грузинская мечта» решительно намерена вернуть себе грузинские территории, оккупированные российскими войсками, хотя в этой же статье он подчеркивает, что «нельзя рассчитывать на стабильность в будущем, если мы планируем использовать нашу военную мощь против России или какого-либо другого государства». Это вполне согласуется с обещаниями коалиции «не спешить» в НАТО. Лоббисты, финансируемые г-ном Иванишвили, также работают в Вашингтоне и Брюсселе, обвиняя нынешнее грузинское правительство в том, что оно, по сути, является диктаторским, репрессивным и антидемократическим, и убеждая всех, что оно еще не готово к тому, чтобы получить место за столом наравне с западными государствами.

Во всем этом можно легко усмотреть вторую фазу попыток России дестабилизировать Грузию. Стоит упомянуть еще об одном тревожном знаке. Вторжению России в 2008 году предшествовали военные учения «Кавказ-2008», которые проходили на Северном Кавказе. Учения под названием «Кавказ-2012», в которых примут участие наземные и военно-воздушные силы, пограничные войска и силы Черноморского флота, намечены на 17-23 сентября - всего за неделю до парламентских выборов в Грузии.

Как показывают данные опросов, две трети грузинских избирателей считают, что Грузия движется по верному пути, и 55% собираются голосовать за нынешнюю правящую партию. Подавляющее большинство избирателей поддерживают планы Грузии по вступлению в НАТО. Кроме того, результаты опросов общественного мнения свидетельствуют о том, что большинство населения испытывают сомнения по поводу идей г-на Иванишвили. Поскольку победа на избирательных участках вряд ли достанется «Грузинской мечте», эта коалиция уже готовит почву для оспаривания результатов выборов, отвергая свод правил, согласно которому они должны будут принять результаты выборов, если иностранные наблюдатели признают их достоверными. Все, что они могут, это только спровоцировать конфликт спустя всего несколько дней после проведения масштабных военных учений недалеко от границ Грузии.

Вторжение российских войск на грузинские территории в 2008 году стало неожиданностью для Запада, несмотря на множество предупреждений, поступавших со стороны Грузии за несколько месяцев до начала конфликта и касавшихся наращивания численности российских войск в регионе. Грузии удалось выжить только благодаря своей бесстрашной самообороне, которая позволила западным государствам выиграть время для подготовки дипломатического решения.

Теперь Грузия снова обращается к западному миру, на этот раз приглашая международных наблюдателей оценить демократический процесс и проследить за ходом парламентских выборов в стране. Будем надеяться, что Запад окажется достаточно мудрым, чтобы разглядеть подпольные игры, направленные на разрушение образа Грузии и дестабилизацию обстановки внутри страны.