Магнитская аномалия Госдепа США
В ноябре 2009 года в московском следственном изоляторе «Матросская тишина» умер Сергей Магнитский – подследственный по крупному делу о финансовых злоупотреблениях. Магнитскому инкриминировались разработка схем по уходу от уплаты налогов и другие финансовые нарушения в особо крупных размерах. Сам же консультант инвестиционного фонда Hermitage Capital Management выступил со встречными коррупционными обвинениями в адрес ряда сотрудников правоохранительных органов.
Произошла трагедия, расследование которой продолжается до сих пор. Причем продолжается как следствие по факту гибели подследственного, так и следственные действия относительно коррупционных обвинений и финансовых нарушений. Но за прошедшие три года само имя погибшего консультанта стало символом вмешательства США во внутренние дела Российской Федерации. Вот как это произошло.
В апреле 2010 года сенатор от штата Мэриленд Б.Кардин предложил запретить въезд на территорию США сразу шестидесяти официальным лицам из МВД, ФНС, ФСБ, ГУИН и других правоохранительных структур Российской Федерации. Каждую фамилию своего списка сенатор Кардин снабдил краткими пояснениями с замечательной по юридической силе формулировкой – как тот или иной человек мог способствовать преследованию Магнитского. То есть презумпция невиновности стараниями сенатора получила новое, оригинальное толкование – карательные меры предлагаются без какой-либо доказательной базы, пусть и носит эта «кара» характер ограничения в передвижениях.
Идею обезопасить «цитадель мировой демократии» от присутствия крупных чиновников из российских правоохранительных структур подхватил Государственный Департамент США – американский аналог МИД-а. Собственно, Б.Кардин и обращался со своим доморощенным списком к Х.Клинтон, занимающей должность госсекретаря. Дальше начинаются дипломатические чудеса.
Во-первых, реакция Госдепа наступила только через полтора года – в июле 2011 года было заявлено об официальном запрете въезжать в США некоторым российским госслужащим. Получается, что один-единственный законодатель Кардин сумел за полгода расследовать причастность 60 должностных лиц другого государства к коррупции и других «смертных грехах». Столь мощной структуре, как Государственный Департамент флагмана мирового капитализма, на аналогичную задачу потребовалось в три раза больше времени?
Во-вторых, кто входит в госдеповский «запретный список» и насколько он совпадает с документом ретивого сенатора, является тайной за семью печатями. Ни одной фамилии до сих пор не оглашено и перспектив такой открытости не намечается.
В-третьих, МИД России разработал свой списочный состав отказников – ряду американских чиновников не дадут нашу визу. Как выяснилось на недавно состоявшемся форуме АТЭС, МИД и Госдеп даже друг с другом не обмениваются информацией о запретных персоналиях.
События последних лет показывают, что «список Магнитского» является для Америки скорее средством внутриполитической борьбы, чем внешнеполитического давления. Как только оппоненты Демократической партии обвиняют нынешние власти США в «мягкотелости» и «сдаче позиций коварным русским», извлекается на божий свет эта история с нарушением прав человека в России. Госдеп демонстрирует свою жесткость и несгибаемость, российский МИД реагирует аналогичным образом – а чем на самом деле способен повредить «список Магнитского» нашей стране?
Да практически ничем. Большинству высокопоставленных чинов из правоохранительных структур и без него нельзя покидать территорию РФ. Среди американских бюрократов тоже не наблюдается избыток желающих побывать в России. «Списочное противостояние» стало методом точечной регулировки взаимоотношений великих держав. Способом продемонстрировать озабоченность. Возможным средством давления на политиков не первого ранга, причем давления гипотетического. И все это происходит не из-за нарушений прав человека или коррупции в России, а в преддверии президентских выборов в США. Администрация Обамы выбрала «борьбу списков» как метод парировать антироссийскую риторику республиканцев. Для подтверждения данного тезиса достаточно простого факта:
Вдохновитель и разработчик первого «списка Магнитского» сенатор Кардин предлагал не только запретить въезд в Америку лицам, предположительно причастным к преследованиям юриста, но и наложить арест на их банковские счета. За два с лишним года и республиканцы, и демократы к принятию финансовых санкций отнеслись с прохладцей. Потому что заморозка счетов – это уже из арсенала настоящих, подлинных противостояний, а не декоративной дипломатической пикировки.
Осенью этого года планируется долгожданная отмена дискриминационной поправки Джексона-Вэника, ограничивающей торговлю и свободу перемещений между Российской Федерацией и США. Сам факт того, что принятая против СССР в 1974 году поправка до сих пор действует против России, вызывает саркастическое недоумение. По всей вероятности, превращение тайного «списка Магнитского» в официальный закон может быть приурочено именно к завершению срока действия инициативы Джексона и Вэника середины семидесятых годов. А вот насколько этот закон будет антироссийским, станет ли использование «конфликт списков» аномальным отклонением в отношениях Россия-США или долгосрочным и затяжным противостоянием, зависит уже от нового хозяина Белого Дома – президентские выборы состоятся в начале ноября. Потому что для партнерства нужны совместные усилия, а для вражды достаточно односторонних шагов.
Комментарии
пачкать мертвого Магницкого госдепами и прочими америкашками.
Магницкий вскрыл хищения ментов и прочих фсбешников на мильярды....
И в насмешку над правосудием, расследование поручили ЭТИМ ЖЕ ворам-подонкам.....
Они же его и убили.....
А теперь КРЫСАМ хвосты прищемили - запищали....ЦРУУУУУ, ГОСДЕЕЕЕП...