"Маразм, помноженный на возможности, дает чудовищный результат"

«Дивлюсь я на небо та й думку гадаю: Чому я не сокiл, чому не летаю,/Чому менi, Боже, ти крилець не дав?/Я б землю покинув i в небо злiтав». Чому-чому? Тому, что рожденный ползать летать не может, но, как пошутил кто-то остроумный, может управлять полетами.

Новость о том, что Владимир Путин, приняв облик журавля-вожака, в белом маскхалате и с клювом, покажет стае стерхов путь в теплые края, моментально облетела СМИ и блогосферу и казалась поначалу абсолютным «фейком», то есть стебом, приколом и (простите, орнитологи) форменной уткой. А оказалась чистейшей правдой.

Главные федеральные телеканалы хранили молчание до глубокой ночи среды, пока событие не свершилось и в их распоряжении не оказались сенсационные кадры. Зато тему по полной программе отработал телеканал «Дождь», пригласив в эфир ведущего зоолога-орнитолога Московского зоопарка Ольгу Роздину. Ведущих программы «Здесь и сейчас» интересовало, не может ли прежний вожак стаи взревновать и нанести конкуренту какие-нибудь увечья? Если у животных вожаком становится альфа-самец, то у птиц — кто? Могут ли птицы, подобно волкам, принять человека в стаю и не будут ли они скучать потом по своему вожаку?

Зоолог-орнитолог поведала, что у птиц вожаком становится наиболее сильный самец, создающий определенные волновые завихрения, на которые реагируют другие птицы. Журавли обычно изгоняют человека, поэтому их воспитывают люди, принимающие облик, максимально приближенный к облику журавля: в белом маскхалате и с клювом. Скучать они могут не по вожаку, а только по своему половому партнеру. «То есть если Владимир Путин…» — начал было журналист, но осекся. Корреспондент в кадре, облачившись для наглядности в белый халат и приставив к носу клюв, продемонстрировал, как будет выглядеть Владимир Путин во время «Полета надежды», а также дал зрителям послушать курлыканье журавлей. Еще один ученый в комментарии по телефону заметил, что для птиц грядущий полет под предводительством президента России абсолютно безопасен.

Журналисты «Дождя» при этом изо всех сил старались не расколоться, то есть не захохотать в голос, отчего казалось, что весь сюжет исполнен в жанре мокьюментари (то есть псевдодокументалистики), которым потряс воображение аудитории несколькими днями раньше Андрей Лошак в пятисерийном цикле «Россия. Полное затмение». Там тоже люди, очень похожие на ученых и специалистов, на полном как будто серьезе доказывали существование генов-мутантов, отвечающих за формирование нацизма, ковров, убивающих своих владельцев, и психиатрического заболевания «телезависимость», которое берется лечить психиатр из Таганрога. Легковерные зрители, однако, поверив серьезным людям и ТВ, бросились выкидывать на помойку ковры и варганить по совету психиатра колпачки из фольги, защищающие голову от вредоносного телевоздействия…

Лошак, защищаясь от упреков в издевательстве над доверчивой аудиторией, сказал в одном из интервью: «Большего тролля, чем наше государство, сейчас нет… Государство давно играет в эти игры, прикалываясь над нами, вот и мы решили приколоться…»

Проект Лошака должен был выйти в эфир еще в прошлом году, а начал сниматься и вовсе два года назад, когда государственные «приколы» еще можно было как-то отличить от телевизионных.

Дойдя же до публики лишь сейчас, он столь органично вписался в общий абсурдистский тренд, что многие зрители ни на йоту не усомнились в его достоверности. Впрочем, до Путина — вожака стерхов Лошак, конечно, додуматься не мог. Во-первых, потому что Путин — это святое, и кто б позволил журналюге стебаться над святым. А во-вторых, глава государства перетроллил всех телеприколистов вместе взятых.

Репортер программы «Вести+» Дмитрий Петров, которому повезло воочию увидеть исторический полет, начал свой сюжет с восторженного описания происходящего: «Президента журавлята видят впервые. Они чувствуют нового вожака и долго его изучают — пробуют на вкус». В кадре Путин весь в белом сидит в дельтаплане, готовясь взмыть ввысь, а в опасной близости от него расхаживают особо дерзкие птицы, не боящиеся ни Бога, ни Путина, ни ФСО, готового в любую секунду открыть огонь без предупреждения. Даже мне, зрителю, боязно. Ворон ворону глаз не выклюет. А стерх? Уф-ф! Пронесло! Признали!

И вот уже он землю покинув i в небо злiтав! И вот уже летит-летит по небу клин усталый. Ну, справедливости ради замечу, что клин-то не полетел — так, редкие птицы вознеслись вслед за новоявленным вожаком, причем одна, по свидетельству корреспондента «Вестей» Петрова, «прямо прилипла к крылу». Пара других держится в некотором отдалении и правильно делает: неровен час, в винт дельтаплана угодит (что, по признанию одного из орнитологов, и случилось во время президентского мастер-класса, но репортеры-федералы о происшествии, разумеется, умолчали).

«Маразм, помноженный на большие возможности, дает чудовищный результат», — писал в своей книге «Не только о театре» художник и режиссер Николай Павлович Акимов. Это и впрямь — не только о театре.

«Верю!» — кричит зритель, глядя на лошаковский «маразм», максимально закамуфлированный под правду жизни, и оказывается посрамлен: «Обманули дурака», — прыгают от радости авторы. «Не верю!» — вослед Станиславскому восклицает зритель, глядя на «волновые завихрения» Путина, и вновь оказывается посрамлен: он таки взлетiв, пусть и без клюва! А чтобы несчастные зрители совсем умом не двинулись, им предъявляют в кадре Путина уже после полета — без маскхалата, в обычной куртке, на которой крупными буквами написано: «В.Путин». Не двойник, не актер. Товарищ, верь!

Что уж говорить о зрителях, если даже журналисты федеральных новостей частенько выглядят обескураженными, освещая реальные как будто события. В тех же «Вестях», вскоре после сюжета о Путине и журавлях, ведущий с некоторым смущением поведал еще одну новость: «Дума предлагает чиновникам, которые долгое время находятся на госслужбе, проходить экспертизу у психологов и психиатров». Пожалуй, в такой же экспертизе уже нуждается вся многомиллионная аудитория, которая долгое время находится у экранов телевизоров… Чому менi, Боже, ти крилець не дав? Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Только без вожака стерхов. Подальше от «Гнезда кукушки».