Россия сегодня и завтра: интервью Владимира Путина

Президент России Владимир Путин дал первое после переизбрания развернутое интервью в формате «тет-а-тет с журналистом».

Симптоматично, что в качестве интервьюера выступал не сотрудник федерального телеканала или официальной газеты, а британец Кэвин Оуэн – видный представитель англоязычного TV Russia Today и гражданин Великобритании. В сочетании с доступностью выступления президента на YouTube можно заключить, что высказывания Путина адресовались не только согражданам, но и всем заинтересованным людям за рубежом, в том числе ведущим игрокам мировой политики – это раз. Также стоит отметить очевидный боевой настрой «британской акулы пера», не стеснявшегося затрагивать самые острые проблемы внутренней и внешней политики – это два. И, разумеется, нельзя не заметить фирменного стиля В.В.Путина при ответах на сложные вопросы – информированность, структурированный анализ, откровенность, внезапный и точный юмор - это три. Диапазон обсуждаемых в интервью проблем был достаточно широк:

Форум АТЭС, проходящий во Владивостоке

Президент подчеркнул экономическую и социальную направленность этого собрания. Решение проблем продовольственной безопасности, разработка региональных программ эффективного сотрудничества в промышленности и сельском хозяйстве вовсе не предполагают политической консолидации всех участников. Россия на форуме АТЭС выступает как полноправный участник ВТО и представляет интересы своих близких соседей – Казахстана и республики Беларусь. Как считает Владимир Путин, именно страны Азиатско-Тихоокеанского региона могут стать тем «локомотивом», который вытащит мировую экономику от ожидаемой аналитиками «второй волны» финансового кризиса. Рост ВВП Китая, России и Индии стабильно остается на уровне 4 – 7 % в год. От этих стран здоровье пациента «мировая экономика» зависит все в большей и большей степени. Поэтому скрупулезная, постоянная работа с региональными партнерами по АТЭС будет продолжена и после владивостокского саммита. От успехов этого сотрудничества зависит благосостояние не только Сибири и Дальнего Востока, но и всей Российской Федерации.

Взаимоотношения с США

Как известно, инициированная нынешней администрацией США перезагрузка в отношениях с Россией дала определенный положительный эффект. Были подписаны и ратифицированы договоры по СНВ, Россия вступила в ВТО (что было бы невозможно без поддержки США), укрепилось партнерство по совместному противостоянию террористическим угрозам, борьбе с организованной преступностью и распространением оружия массового поражения. Однако закаменевшая позиция американских властей по развитию противоракетной обороны – очевидный тормоз в двусторонних отношениях. И вот на какие моменты, касающиеся ПРО, обращает внимание собеседника и всего мира российский президент.

Во-первых, многословные и многолетние уверения американских чиновников о «ненаправленности ПРО против России» дезавуированы недавними заявлениями М. Ромни. Официальный кандидат партии республиканцев на президентский пост сильнейшей страны западного мира объявил Россию «главным противником» США и «недружелюбным государством». Тем самым г-н Ромни не оставляет места для маневра собственным дипломатам, даже до собственного избрания на столь высокий пост. Резкая международная риторика для решения внутренних избирательных проблем как минимум настораживает. Система американской ПРО выстраивается на десятилетия вперед и технически ориентирована против любого противника. Противоракеты нужны не только для отражения гипотетических угроз от стран-изгоев типа КНДР, они способны нарушить всепланетный баланс стратегических ядерных сил. Разумеется, эту угрозу Россия сможет устранить, причем несимметричным и экономичным способом. Однако о доверительном партнерстве с США говорить уже не придется.

Во-вторых, усилия европейских союзников США по «проталкиванию» противоракет достойны лучшего применения. Европа находится на задворках антиракетного «зонтика», он призван оберегать континентальную часть США. Структурная логика американской ПРО предусматривает собственный центр принятия решений – без участия России и Евросоюза. Зачем европейским странам такая «самоотверженная» роль без гарантий собственной безопасности – большой и безответный вопрос. В.В.Путин подчеркнул, что сотрудничество и диалог между руководством России и США будет продолжен в любом случае, вне зависимости от итогов ноябрьских выборов за океаном.

Однако эффективность этого диалога зависит не только от нашей страны.

«Арабская весна» и вооруженные конфликты в странах Среднего Востока

Путин прямо сказал, что в деле свержения «диктаторских» режимов в странах третьего мира Запад раз за разом наступает на одни и те же грабли. Спонсируя и поддерживая законспирированные, террористические организации выращиваются не только борцы с Каддафи или Асадом. Ту же Аль-Каеду выпестовало  ЦРУ для борьбы с советским военным присутствием в Афганистане. Контингент ВС СССР из Афганистана ушел, Аль-Каеда осталась. О чем громогласно напомнила 11.09.2001…

Сейчас моральной и материальной поддержкой западных демократий пользуются экстремистские группы, абсолютно не приемлющие западные же ценности. Порядка и законности в «освобожденных» Ливии, Египте и уж тем более в Ираке и Афганистане не прибавилось. Ни революции, ни прямое военное присутствие США этому помочь не смогли. Остается только молиться, чтобы после вывода американских войск ситуация в Ираке с Афганистаном была не слишком кровавой. Так зачем же разжигать новый очаг войны, теперь уже в Сирии? Пока есть возможность избежать иностранной интервенции и предоставить возможность сирийцам самим решать свою судьбу, Россия будет этому всячески способствовать – подчеркнул президент.

О «политических узниках»

Разговор между Коэном и Путиным коснулся таких персоналий, как участницы панк-группы Pussy Riot, основателя-вдохновителя WikiLeaks Джулиана Ассанжа и дела юриста Магнитского. По мнению президента России, объединяющим мотивом во всех этих историях является смешение юридических и нравственных понятий. Например, сам перевод названия Pussy Riot на русский язык невозможно озвучить в приличном обществе – он попросту нецензурный. И вся «творческая» деятельность означенной панк-группы была гармонична названию, то есть отличалась публичным непотребством. Отчего-то многочисленные защитники девчонок в балаклавах не возмущены ни групповым сексом в музее, ни имитацией публичной казни евреев, геев и гастарбайтеров. А ведь все эти акции ПуссиРиот совершались прилюдно, освещалась в СМИ и не повлекли юридических преследований – даже в административной форме. Однако нравственная оценка не должна влиять на судебное рассмотрение. Путин ясно дал понять, что личная неприязнь к участникам панк-молебна не должна оказывать влияния на суть и срок их приговора, есть все шансы для его смягчения. Однако «государство обязано защищать верующих» - заявил президент России – «они и так немало натерпелись от многолетней диктатуры атеизма».

Аналогичной политической ангажированностью отличается дело Магнитского. Человек умер в СИЗО - очевидно, что эту трагедию необходимо расследовать и строго покарать виновных. Но у госдепа США уже есть свой список причастных к этому прискорбному происшествию. Он состоит из целых 60 фамилий должностных лиц РФ, которые «возможно (!), могли иметь отношение (!!) к гибели Магнитского». Всем участникам списка запрещен въезд в США. МИД РФ разработал «наш ответ Чемберлену» и воспретил посещение России ряду американских чиновников. Объективное и открытое разбирательство судьбы Магнитского, Бута и летчика Ярошенко могло бы исключить дополнительные факторы напряженности во взаимоотношениях великих держав.

В выступлении президента было много интересных моментов – Путин высказывался и о борьбе с коррупцией, и о новых законах по борьбе с клеветой и защите детей от растлевающей информации, и о «закручивании гаек» - как любит выражаться оппозиция. Президент В.В.Путин недвусмысленно заявил, что если под закручиванием гаек подразумевать требования всеобщего соблюдения законности, то этот процесс будет продолжен - «Лучше предотвратить беспорядки, чем годами отлавливать их участников». Общее же впечатление от развернутого интервью главы государства телеканалу Russia Today очевидно – президент владеет информацией о происходящем в стране и в мире, контролирует и управляет ситуацией гораздо лучше, чем хотелось бы недругам России.