Судить нельзя помиловать

Ежедневно в нашей стране и во всем мире проходят тысячи судебных процессов и выносятся сотни приговоров. Львиная доля всех этих разбирательств интересна только ее непосредственным участникам - пострадавшим, обвиняемым, свидетелям и профессиональным юристам, участвующим в процессе. Внимание СМИ привлекают только «громкие» дела, вызвавшие резонансный отклик в обществе.

Какими же качествами должно обладать судебное решение, чтобы его комментировали не только журналисты, но и политики мирового уровня? Чтобы ему посвящали концерты эстрадные звезды первой величины? Что нужно, чтобы пересмотра приговора добивались международные правозащитные организации? Чтобы проходили митинги с осуждением «неправедного судилища» и собирались протестные флеш-мобы? Чтобы интернет бурлил многотысячными и яростными спорами на тему «за и против»?

Возможно, шквал международного осуждения вызвало условно-досрочное освобождение Мишель Мартен – жены «бельгийского монстра» Марка Дютру? Отсидев 14 лет за доказанное соучастие в зверских убийствах четырех детей, госпожа Мартен отряхнула «тюремный прах с ног своих» и теперь будет проживать на свободе. Двое девушек, 17 и 19 лет, были изнасилованы, избиты и похоронены заживо в доме Дютру. Двое других 8-летних (!!) девочек – изнасилованы и заморены голодной смертью. Все это – при активном, деятельном пособничестве г-жи Мартен своему мужу. Надо полагать, об этом досрочном освобождении педофила и убийцы высказывается певица Мадонна, именуя его «бесчеловечным решением»?  Его осуждают сэр Пол Маккартни, Бьорк и Стинг? Его называют «несоразмерным случившемуся» официальные представители Госдепартамента США и Евросоюза?

Отнюдь. Названным музыкантам и политикам нет никакого дела до четы бельгийских монстров. Г-же Мартен всего 52 года, она неплохо выглядит и не производит впечатление скорбящей по содеянному злодейству. Да и муженек ее тоже имеет все шансы на УДО, законы Бельгии этот позволяют. Протесты родственников замученных детей шоумены от политики и эстрады не слышат – впрочем, как и гуманные бельгийские суды…

«Видимо, в первых абзацах автор намекает на приговор Брейвику?» - спросит догадливый, но наивный читатель. Год назад норвежский фашист расстрелял и взорвал 77 человек, за что был осужден на 21 год тюремного заключения. Это составляет менее 100 дней тюрьмы за оборванную жизнь. Большинство жертв «белокурой бестии» Брейвика – подростки. Террорист проведет свои тюремные каникулы в трехместной камере, с личным спортзалом и кабинетом. На его содержание будет выделяться 700.000 € в год. По законам Норвегии заключенного нельзя лишать общения с другими осужденными, так что министерство юстиции подготовит специально обученных людей. Они будут имитировать непринужденные беседы с мультиманьяком – чтобы он не страдал от одиночества и не впал в депрессию. Прокурор с гордостью заявляет, что ему удалось запретить доступ Брейвику в интернет (на чем настаивала защита). Нет-нет, компьютер у террориста будет – только обновлять странички Википедии и других сетевых ресурсов сможет только администрация тюрьмы, но не сам палач.

Такая вот огромная победа норвежского правосудия. Наверное, этому судебному решению «Сто дней тюрьмы за труп подростка» посвящены критические высказывания министров иностранных дел Германии и Швеции? Его призывают пересмотреть музыкальные кумиры Питер Габриэль, Патти Смит и Франц Фердинанд?

Неадекватностью этого приговора возмущены активисты правозащитной организации Freedom House и многие деятели российской оппозиции – от Лимонова до Навального?

Нет. Все вышеназванные и многие другие политики, певцы и общественные деятели спекулируют на судьбе трех участниц группы Pussy Riot. После провокационного «панк-молебна» этой горе-группы в главном храме российского православия девушки были арестованы и приговорены к двум годам тюрьмы. За злостное хулиганство, оскорбление чувств верующих и разжигание ненависти на религиозной почве.

Приговор с реальным тюремным сроком за антирелигиозное кощунство вызвал на христианском Западе такую бурю негативных эмоций, словно там живут сплошь атеисты да язычники. А все потому, что западную модель травли различных конфессий и демонстративное неуважение к верующим людям пытаются насадить и в нашей стране. Там считается, что религия ограничивает демократические свободы. Поэтому можно изобразить на журнальной обложке римского первосвященника Бенедикта XVI с пятнами от губной помады на сутане. Можно отфотошопить фотографию главы католиков, поместив на его одежду желтые и коричневые пятна и подпись «Место утечки найдено!» Можно публиковать карикатуры на пророка Мухаммеда и царевича Гаутаму. Можно вседозволенность и хамство выдавать за чистую свободу…

Эпатаж – частый прием в творчестве. Те же Мадонна или Стинг в годы эстрадного становления отличались безбашенностью и шокирующим поведением. Но, во-первых, даже в качестве творческого метода шокировать нужно с умом и без оскорблений. Во-вторых, издевательство над традиционными ценностями и моральными нормами лучше остановить раньше, чем позже. В-третьих, существует соблазн «Эпатажа ради эпатажа», и если общество не способно его пресечь, то это должно сделать государство.

За примерами далеко ходить не надо. Результат этого приговора для России – заслон перед вандализмом в храмах, что особенно убедительно на фоне нашего близкого соседа – Украины.

В начале августа глава РПЦ посетил украинский Борисполь. Во время пресс-конференции к патриарху Кириллу подбежала полуголая девица из группы FEMEN, с надписями «Kill Kirill!» и воплями «Изыди!» Скандальное происшествие закончилось для виновницы административным 15-суточным заключением. В середине августа, аккурат в день вынесения приговора в Москве, та же группа FEMEN спиливает в центре Киева огромный поклонный крест. Под объективами телекамер оскверняется памятник жертвам сталинских репрессий – и все это во имя свободы Пусси Риот! Невольно вспоминается хлесткая фраза мастера беллетристики С. Кинга - «Убивать ради мира – это все равно, что совокупляться во имя целомудрия»…

Так вот. В России вероятность такого кощунственного «совокупления», такого оскорбления религиозных чувств миллионов людей теперь гораздо ниже. По крайней мере, в столь циничной форме – при всем честном народе, с выкладыванием видеоотчетов о кощунстве на YouTube и развеселым гиканьем на форумах и сайтах.

В заголовок этой статьи вынесена фраза «Судить нельзя помиловать», нарушающая правила пунктуации русского языка. Ее смысл зависит от расположения запятой – нельзя судить или нельзя помиловать. Когда запрет гадить в храмах станет внутренней нормой и осознанной потребностью, судить и миловать не придется. К сожалению, пока что для защиты традиционных понятий о нравственности требуются судебные решения.