Элита та или не та?

На модерации Отложенный

Представляете, в Советском Союзе не было такого слова "элита"! Не было в привычном для нас смысле: лучшие люди, на кого надо равняться, и проч.

Если открыть "Словарь русского языка" С.И. Ожегова (издание 1968 года), то можно легко понять, какая именно элита одна и имела право на жизнь в СССР. Открываем - читаем: "ЭЛИТА (спец.) Лучшие растения, семена или животные, по своим качествам наиболее пригодные для разведения, воспроизводства". Вот, собственно, и всё. Никаких иных значений, кроме "спец.", не существовало. Оно и понятно: в государстве, где провозглашается всеобщее равенство, никакая элита официально существовать не могла. Неофициально - это сколько угодно: партийная там элита или комсомольская - но провозглашалось равенство.

Так что, когда в стране существует элита, это признак хороший. Он о чем свидетельствует? О том, что в государстве понимают: если в стране нет элиты, то народу буквально не на кого равняться.

К чему веду разговор? К тому, что ВЦИОМ решил выяснить, кого народ в нашей стране считает элитой.

Что же выяснялось?

С большим отрывом победили Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Это понятно: наш народ убежден, что самую главную роль в стране играют самые главные ее начальники. Факт комментария не требует.

Интересное начинается дальше. Третье место - Пугачева. Дальше: Крутой, Михалков, Аршавин, Познер, Малахов, Собчак - с одной стороны. Шойгу, Жириновский, Лужков, Матвиенко, Иванов, Лавров - с другой.

Среди 25 занявших первое место элитных наших людей нет ни одного писателя и художника. Единственный режиссер - Никита Михалков. Театральных режиссеров - ни одного. Я уж не говорю, прости, Господи, про философов или ученых, которых нет и в помине. Они так и чередуются: политики, звезды эстрады, кино, телевидения...

Вот я и задумался: что же объединяет Патриарха Кирилла и Ксению Собчак? Футболиста Андрея Аршавина и телеведущего Андрея Малахова? Политика Геннадия Зюганова и композитора Игоря Крутого?

Думал я, признаться, недолго. Для нашего человека, как мне кажется, элита - это человек, которого часто показывают по телевизору. Потому что, когда народ выбирает элиту, он тем самым демонстрирует, к чему он сам хочет стремиться. Наш человек не очень стремится к тому, чтобы совершать великие открытия или писать великие романы. Он устремлен к голубому экрану, причем рад находиться как с внешней, так и с внутренней его стороны.

Надо вам сказать, что не только в СССР были проблемы с пониманием сути слова "элита". В XVII веке оно использовалось для обозначения товаров высшего сорта. И только в Оксфордском словаре 1823 года термином "элита" стали обозначать избранных представителей высшей знати.

Иногда кажется, что в XXI слово это вернулось к своему первоначальному значению, только вот элита сама стала товаром. Возможно, даже высшего качества. Я имею в виду не политиков, разумеется, а звезд, ведь все они являются дорогим товаром.

Что включает в себя сегодня понятие "успех"? Тот, кто хорошо и много работает на пользу кого-нибудь? Или, может быть, тот, кто существует в гармонии с самим собой? Или, может быть, тот, кто живет честно перед самим собой и перед Богом? Наивный взгляд, правда? Идеалистический и наивный.

Успешный человек сегодня - это тот, кого часто показывают по телевизору. Кто богат и знаменит. Поскольку сегодня единственная реальная философия жизни - это гламур. А гламур четко и однозначно диктует: в жизни есть две главные ценности: богатство и слава. Гламур может с легким сердцем подписаться под словами пламенного революционера Павла Корчагина: жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы.

А как? Надо быть богатым и знаменитым. И всё? И всё...

Среди элитарных звезд нет ни одного персонажа (за исключением, пожалуй, Алисы Бруновны Фрейндлих, которая заняла 25-е место), про которого бы не писали гламурные журналы. Сегодняшняя элита - это те, про кого сплетничают. Ну и политики, конечно. Потому что они ведь руководят. Они рулят всей этой жизнью. Гламурные звезды и политики - вот наша элита.

Есть такая данность: мы живем в стране, где Филипп Киркоров, Андрей Малахов, Ксения Собчак - это элита. Однако в нашей же стране эти же самые люди называют элитой Патриарха Кирилла и врача Леонида Рошаля.

И это на самом деле хороший знак. Во всяком случае хочется так думать. Хочется верить, что знак этот свидетельствует о том, что гламур у нас, конечно, побеждает и уже, можно сказать, победил. Но не до конца. Меня по понятным причинам расстроило, что в элиту не вошел Михаил Жванецкий. Но, с другой стороны, порадовало, что нет ни одного из тех людей, кто делает вид, будто смешит нас по всем телевизионным каналам.

Элита - это зеркало общества. Как говорится: скажи, кого у вас считают элитой, и я скажу, в какой стране ты живешь. И поэтому для меня лично - не навязываю - самым печальным является то, что в списке нет людей, которых бы уважали за их мудрость. Как уважали в свое время, скажем, Дмитрия Сергеевича Лихачева.

В зеркале элиты много что отражается. Я даже думаю, что каждый может увидеть в нем свое. Меня, например, очень огорчило, что это зеркало продемонстрировало: интеллигенция перестала играть в обществе какую-либо значимую роль. Интеллигенция может уважать каких-то политиков, но они никогда не являются для нее кумирами. Кумирами для интеллигенции являются свободолюбивые мудрецы. Тот же Лихачев или Сахаров. А их не то что нет в списке, кажется, что таких людей нет в принципе.

Когда я писал этот материал, я совершенно случайно узнал такую историю. Давным- давно к адресату пришло письмо, на конверте которого был указан следующий адрес (я очень советую прочесть его внимательно, потому что, по-моему, это потрясающе). Итак: "Царю поэтов, философу народов, Меркурию Европы, оратору отечества, историку королей, панегиристу героев, верховному судье в делах вкуса, покрови телю искусств, благодетелю талантов, ценителю гения, бичу всех пре следователей, врагу фанатиков, защитнику угнетенных, отцу сирот, примеру для подражания богатым людям, опоре для людей нуждаю щихся, бессмертному образу всех наших добродетелей".

Больше никакого адреса на конверте обозначено не было. А письмо тем не менее дошло. Адресатом был Мари Франсуа Аруэ де Вольтер.

Если человеку на конверте пишут такой адрес, а потом почта легко его находит, он, без сомнения, принадлежит к элите.

Ни в одну эпоху Вольтеры по заказу не рождаются. Печально другое. Мне кажется, что чисто теоретически этот "адрес" должен быть характеристикой "элитарного" человека. А теперь подумаем с грустью: к кому из элитных звезд может быть применим хоть один из эпитетов, адресованных Вольтеру? Ну хоть один, а? О! В этом-то все и дело...

Мы, что ли, стали хуже? Нет, мы стали другими. У нас появились иные ценности, и нас влекут иные горизонты. Это не повод для нытья. Это повод "для задуматься".

Вообще взгляд в зеркало - это для любого из нас всегда повод "для задуматься". Может, стоит что-то поправить в себе? Что-то изменить? Что-то сделать краше, а от чего-то отказаться. Но долго стоять у зеркала нельзя. Дальше надо двигаться.

Хорошо бы еще понимать, к какому именно горизонту.