Что ждет МВД?

На модерации Отложенный

В российском обществе развернулась широкая дискуссия о реформе МВД.

Пока руководители министерства решают, какие именно категории стражей порядка попадут под ожидаемое 20-процентное сокращение, представители гражданского общества требуют куда более радикальной перестройки органов. В частности, участники заседания профильной комиссии Общественной палаты предложили милицию децентрализовать, изъять из её ведения некоторые департаменты или как минимум разделить органы правопорядка на две части - федеральную и местную. Сами милиционеры с этими предложениями не согласны. Говорит бывший замминистра МВД Игорь Зубов.

"В своё время мы признали, что прямое заимствование западного опыта для России в современных условиях, по крайней мере, не приемлемо. В условиях наличия у нас регионов напряжения, прежде всего, Северного Кавказа, в условиях широкого проникновения криминала во власть и высокой коррупционной поражённости всех ветвей власти, передача на региональный уровень вооружённых структур - любых - нецелесообразно. И может повлечь за собой при определённых условиях возникновение очагов нестабильности. Я бы хотел обратить особое внимание на предложение назначить на пост министра внутренних дел гражданского человека. В нашей истории такие ситуации были. И мы как профессионалы констатируем, что ни к чему хорошему это не привело.

Сегодня МВД крайне нуждается в высоких профессионалах. Отбор сотрудников на основе конкурсности при условии высокого уровня зарплат и материально-технического обеспечения сотрудников, и получения высокопрофессионального образования; решительное избавление от коррупционеров и структурные изменения - освобождение от лишних и параллельных звеньев, сокращение ненужного управленческого аппарата".



Аргумент сторонников разделения милиции на федеральную и муниципальную части заключается в том, что борьба с преступностью и взаимодействие с законопослушными гражданами - это абсолютно разные задачи. Соответственно их должны решать разные, принципиально различным образом построенные системы, максимально независимые друг от друга, но с тщательно выстроенным взаимодействием. Так считает один из авторов предложений Общественной палаты, директор Института прав человека Валентин Гефтер.

"Что касается гражданского лица во главе МВД, то, мне кажется, дело, вообще, не в том, носит погоны этот человек или не носит, женщина это или мужчина. Дело всё в том, что это должен быть человек пришедший со стороны. Это не значит, что это "варяг", который не разбирается. Конечно, это должен быть знающий человек, понимающий специфику этой работы, свободный от некоторых стереотипов, консервативных привычек, который поможет системе преобразоваться. Ей надо помочь. Это зависит от многих факторов - и от политической воли самых верхов государства, и от возможности самой нынешней системы пойти по такому пути, но ещё и от фактора доверия населения. Для этого и реформа, и текущая работа милиции должна быть очень сильно завязана на представителей населения, гражданского общества, которые работать вместе над этими преобразованиями".

Некоторые представители МВД считают, что руководитель министерства всё-таки может быть гражданским - нынешний спикер Госдумы и глава высшего политсовета "Единой России" Борис Грызлов занимая в своё время этот пост, действовал вполне эффективно. Так или иначе, но и силовики, и общественники едины в том, что главным критерием оценки эффективности милиции должно стать общественное мнение.