Ситуация в российской экономике возвращается в русло «н
Прошлый год стал первым в истории постсоветской России, когда рост сырьевых цен и экспортных доходов сопровождался оттоком капитала из страны.
В прошлом году в статье «Россия до и после выборов» мы давали несколько вариантов развития ситуации. В целом, можно сказать, что вариант будущего, который мы считали наиболее вероятным, оправдался, даже несмотря на то, что внутренняя политика России преподнесла неожиданный сюрприз в виде пробуждения значительной части общества к гражданской активности.
Путин, бывший де-факто верховным управителем российской элиты и бюрократического аппарата во все время «царствования» зиц-президента Медведева, и вернувший себе формальные президентские полномочия по итогам скандальных выборов весной этого года, не привнес никаких существенных изменений в экономическую политику. Как и предполагалось, он остался президентом крупного олигархического бизнеса, о котором в российских реалиях трудно судить, государственный он, или нет – настолько тесно корпоративные интересы в современной России переплетены (в основном через механизмы коррупции) с интересами государственной бюрократии. Что касается политики социальной, то возглавляемый Путиным государственный аппарат встал на путь репрессий, направленных на подавление независимого гражданского общества, которое так и не смогло пока обрести достойных лидеров, способных консолидировать и систематизировать его протест, направив его в конструктивное русло ненасильственной смены режима.
При поверхностном рассмотрении социально-экономическая ситуация в стране возвращается в привычное русло «нефтяной комы». Высокие цены на нефть, поддерживаемые сверхмягкой денежно-кредитной политикой попавших в «ловушку ликвидности» развитых экономик и подпитываемые ожиданиями дальнейших монетарных стимулов, позволяют пока что Путину содержать неэффективную и репрессивную государственную машину и даже поднимать довольствие силовикам и военным. Сырьевые доходы позволяют проводить экономический курс, заложенный еще Кудриным, который сегодня уже отошел от государственных дел и пытается позиционировать себя как одного из модераторов диалога между властью и антисистемной оппозицией (роль малозначимая, учитывая, что диалога как такового нет и не предвидится).
Суть курса, как мы уже неоднократно говорили – привязка денежно-кредитной эмиссии к экспортным доходам. Часть эмиссии идет в федеральный бюджет в форме налогов, расходы федерального бюджета стимулируют внутренний спрос в масштабах страны, который таким образом оказывается жестко обусловленным спросом внешним и внешнеэкономической конъюнктурой. В основном курс этот остался неизменным, хотя надо признать, что Банк России сегодня, в моменты краткосрочных обострений на глобальном кредитном рынке, проводит несколько более гибкую политику, чем раньше.
Есть, однако, и перемены, которые начались еще в прошлом году. Прошлый год стал первым в истории постсоветской России, когда рост сырьевых цен и экспортных доходов сопровождался оттоком капитала из страны. В текущем году эта тенденция сохранилась и есть основания полагать, что она будет усиливаться в долгосрочной перспективе. Центральный банк РФ в уточнённых «Основных направлениях денежно-кредитной политики» на 2012-2014 прогнозирует отток капитала в текущем году в размере $70 млрд. Больший отток наблюдался только в кризисном 2008-м: $133,7 млрд. При этом среднегодовые цены на нефть марки Brent в 2008 году составили - $94, а в первом полугодие 2012-го бочка черного золота стоила в среднем - $112
Данные за два последних года (предвыборный и первый послевыборный) указывают на явную раскорреляцию динамики глобального сырьевого рынка и трансграничных капитальных потоков. При стабильно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре наблюдаются и нарастают симптомы, характерные для кризисной ситуации, что позволяет сделать вывод о том, что кризис все-таки есть, и он – внутренний, внутрисистемный. Причина этой негативной тенденции, на наш взгляд, проста: чтобы сегодня продолжать верить в долгосрочные перспективы путинизма, нужно либо, понадеясь на авось, закрыть глаза на продолжающееся обострение социальных и внутриэлитных противоречий в стране, либо быть обманутым государственной пропагандой человеком. Среди тех, у кого есть деньги и возможность вывести их в иностранные банки или недвижимость, чтобы в случае практически неизбежного, рано или поздно, обострения социально-экономической ситуации в стране, отправиться во временную или постоянную эмиграцию - таких людей немного
Комментарии