Сирия. Проплаченная "революция" снаружи и внутри

В британской прессе утверждается, что определенная часть высокопоставленных дезертиров покинула президента Сирии Башара Асада не потому, что глубоко разочаровались в режиме, которому они верой и правдой служили много лет, а по банальной причине: им заплатили. И размер гонораров новоявленным диссидентам якобы в разы превышает жалованье, выплачиваемое из-за рубежа рядовым бойцам Сирийской Свободной Армии, которые тоже воюют не только ради идеи.

Этим летом резко увеличилось число высокопоставленных сирийских чиновников, перешедших на сторону повстанцев. Среди них – экс-премьер-министр Рияд Хиджаб, первый сирийский астронавт генерал Мухаммед Ахмед Фарис и многие другие. Каждый из дезертиров, покинув Сирию, тут же начинал давать интервью и проводить пресс-конференции. На них перебежчики утверждали, что режим доживает последние дни, и призывали остальных чиновников последовать их примеру и перейти на сторону оппозиции.

Одинаковые выступления и ответы, словно написанные под копирку, давно заставляли сомневаться в искренности выступавших. И вот, похоже, появляются подтверждения того, что перебежчиками движет не только и не столько ненависть к режиму.

Авторитетная лондонская газета The Times выяснила подробности майской встречи в столице Катара Дохе, в которой участвовали дипломаты стран, поддерживающих сирийскую оппозицию. Собственно, сам факт встречи не был особенным секретом. В частности, появлялись сообщения, что в ней участвовал даже эмир Катара Хамад бин-Халифа аль-Тани.

По данным The Times, на этой встрече и было решено стимулировать переход сирийских чиновников с помощью взяток. «Информация The Times очень похожа на правду, – заявил «НИ» старший научный сотрудник отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сотников.

– «Подобная практика с успехом использовалась во время войны в Ираке и прошлогодних событий в Ливии. Почему бы не воспользоваться ею и в Сирии?»

Точные суммы, которые платят за переход на сторону «святой революции» (как называют события в Сирии в том же Катаре), не сообщаются. Любопытно, кстати, что покинувшие Сирию высокопоставленные беглецы после пресс-конференций, где они клятвенно обещают бороться с режимом Асада, направляются отнюдь не на передний край борьбы – в захваченные оппозицией районы Сирии или хотя бы к границе страны.

Отметим, впрочем, что официально ни Запад, ни монархии Персидского залива факт подкупа высокопоставленных чиновников Асада не признают. Есть лишь все чаще звучащие оговорки, свидетельствующие о том, что Сирийская Свободная Армия находится на зарубежном содержании. Достаточно вспомнить недавнее признание главы МИД Великобритании Уильяма Хейга, сообщившего о том, что властями его страны предложено 5 млн. фунтов стерлингов (около 8 млн. долларов) сирийским повстанцам на оплату «коммуникационных услуг» и медикаменты.

Неофициальные же сообщения о том, что в Сирию на помощь оппозиционной армии течет широкий поток денег и оружия, в европейской и ближневосточной прессе появляются постоянно – вплоть до расценок рядовым бойцам оппозиции, среди которых много добровольцев из других стран. Конечно, абсурдно считать, что всеми сирийскими противниками Асада движут исключительно корыстные мотивы. Однако и сбрасывать их со счетов тоже нельзя.