Два года расстрела для китайской дамы
Головокружительная детективная история с отравлением англичанина, связанного, по слухам, с британской разведкой.
Роковые страсти дамы высшего света, обожавшей туфли на высоченных шпильках, бриллианты и изумруды. Беспощадная борьба за власть среди правителей гигантского Китая. Все это – составные части невообразимой истории, которая потрясает сейчас элиту КНР. Где ничего подобного, пожалуй, не было со времени раскола в верхушке Коммунистической партии во время студенческих выступлений за демократию на площади Тяньаньмэнь в конце 80-х годов прошлого века.
В этой истории сегодня поставлена первая, пока промежуточная точка – суд города Хэфэй приговорил к расстрелу 53-летнюю Гу Кайлай, жену еще недавно одного из самых мощных и перспективных руководителей КНР Бо Силая.
Он возглавлял партийную организацию крупнейшего в мире мегаполиса Чунцин, был членом Политбюро ЦК КПК и осенью должен был войти в высшее руководство страны – постоянный комитет Политбюро в составе всего 9 человек. Теперь его карьера разрушена: Бо Силай находится под домашним арестом, его допрашивают следователи партийной дисциплинарной комиссии. В первую очередь в связи с делом жены.
Смертные приговоры в Китае обычно приводят в исполнение практически сразу после вынесения вердикта.
Однако мадам Гу пока останется жить – к расстрелу она приговорена с отсрочкой на два года. Это означает, что при примерном поведении и раскаянии ей могут заменить нынешний приговор на бессрочное или длительное тюремное заключение.
Гу Кайлай, как сообщили китайские власти, вердикт оспаривать не будет.
На суде она якобы заявила, что «приговор справедлив и отражает особое уважение к закону, правде и жизни». Проверить это нельзя – процесс был фактически закрытым, на него не допустили иностранных журналистов.
За что же приговорили жену высокопоставленного китайского босса к «отложенному расстрелу»?
За убийство ее старого приятеля и делового партнера, британского предпринимателя Нила Хэйвуда, некогда служившего, по некоторым данным, в знаменитой разведке МИ-5. Следствие вроде бы доказало, что между ним мадам Гу в последнее время ухудшились отношения на почве столкновения бизнес-интересов. Англичанин якобы стал угрожать, что устроит большие неприятности сыну своей партнерши, которого он ранее устроил в одну из самых престижных британских частных школ (в стенах которой, кстати, снимали фильм про Гарри Поттера), потом в Оксфорд и далее в Гарвард. Короче, мадам Гу пригласила шантажиста на ужин, подпоила и потом, как утверждается, сама влила в рот окосевшему Хэйвуду цианистый калий. Помогавшему в убийстве слуге, кстати, сегодня на том же суде влепили девять лет. От 5 до 11 лет тюрьмы получили и полицейские, которые поначалу прикрыли убийство: было сказано, что англичанин просто перебрал алкоголя, от чего и помер.
История с отравлением, возможно, и осталась нераскрытой, если бы в феврале один из ближайших соратников товарища Бо не испортил отношения с боссом.
После этого он попытался добиться политического убежища в консульстве США, однако американцы его фактически выдали. Тут-то несостоявшийся беглец и выложил китайским властям массу интересного и про убийство, и про многое другое.
Впрочем, главное все же заключается в том, о чем не было сказано на процессе.
А там ни слова не произнесли о коррупционной деятельности товарища Бо и его жены, о которой все последние месяцы в китайском Интернете и в мировой прессе была масса утечек информации.
Супруги, как утверждалось, на протяжении всей своей высокопоставленной карьеры получали гигантские подношения от бизнесменов. Кстати, один из китайских журналистов ранее сел в тюрьму по обвинению в клевете за сбор и попытки публикации данных о коррупции в окружении мужа мадам Гу, а так же о том, как ее собственные фирмы собирали дань с иностранных инвесторов в крупном промышленном городе Далянь. Отравленный Хэйвуд, если верить утечкам, организовал систему переправки денег за кордон, их отмывки и легализации, однако стал за это требовать чрезмерный процент.
Не менее важно, что на суде не прозвучало имя самого Бо Силая, хотя ранее были многочисленные утечки информации о его причастности не только к масштабной коррупции, но и к убийству британца.
Ожидается, что выводы партийной комиссии по его дисциплинарному делу будут объявлены в ближайшее время. Однако эксперты в Токио допускают, что товарища Бо не отдадут под суд, а просто окончательно лишат всех регалий и фактически поместят под вечный домашний арест. Почему?
Осенью в Китае должен состояться судьбоносный 18-й съезд Компартии, где будет определено на предстоящие 10 лет новое высшее руководство страны: Политбюро, его Постоянный комитет из «девяти всесильных», премьер и, наконец, генсек Компартии (он же председатель КНР).
История с убийством англичанина как нельзя кстати пришлась одной из двух основных группировок в КПК - так называемым реформаторам-рыночникам, к которым относятся и нынешний председатель КНР Ху Цзиньтао, и премьер Вэнь Цзябао. Им противостоят левые – их самым ярким лидером был ныне опальный Бо Силай. Его собственная мать умерла в застенках хунвэйбинов во времена «Культурной революции», однако товарищ Бо всячески подчеркивал ценности маоистского наследия и фактически критиковал нынешний буржуазно-коммунистический Китай с его чудовищно нарастающей разницей между богатыми и нищими. Он устраивал конкурсы хоров, распевающих старые революционные песни, проводил походы по местам партийной славы. В своем городе Чунцин бывший босс развернул жестокую борьбу с преступным миром и, действительно, немало сделал для бедных слоев населения.
Товарищ Бо по-прежнему крайне популярен, но его смещение и история с англичанином резко ослабили и деморализовали фракцию левых.
Победившим сейчас во внутренней борьбе либерал-реформаторам, похоже, удастся существенно ограничить влияние своих соперников в новом руководстве Китая. И этого им достаточно – никто в руководстве Компартии не заинтересован, чтобы съезд КПК проходил в обстановке склок и борьбы. Главный лозунг Пекина сейчас – стабильность и спокойствие. И никаких разговоров о коррупции! Так что не надо говорить о взятках, об учащихся в Гарварде и Оксфорде сыновьях боссов и прочих будоражащих вещах. Дело Бо Силая и его жены явно спешат закрыть поскорее – чтобы к съезду о нем уже никто не вспоминал.
Комментарии