Язычество как философия

На модерации Отложенный

Явь – это Тезис. Это стремление различить всё тайное и сделать его доступным, даже вопреки Замыслу. Это мир деятельности, созидание всего нового, и тяга к будущему. Это стремление изменить Вселенную, и стремление Вселенной изменить себя. Это все младые ярые Силы пробуждения Природы. Явь – это безоглядное стремление Жить во что бы то ни стало, и животная тяга к продолжению рода. Это поиск Силы вне себя, страстность, активность, действенность. Явь – это стихия Белого бога; таковыми у славян являются, например, Свентовит, Радегаст или Даждьбог.

Навь – это Антитезис. Это тенденция обратить явный мир в неявный, неразличимый, скрыть до поры до времени то, что не должно быть раскрыто по Замыслу ныне. Это стремление Вселенной сохранить свои тайны, и одновременное стремление Вселенной и Человека взаимно познать друг друга. Это все консервативные процессы, в том числе и память. Это тяга к прошлому, обращение живой материи в мертвую, но в то же время и процесс подготовки мертвой материи к новому рождению. Это все Мировые Силы, умиротворяющие природу. Встреча с Навью – это проверка на силу и обоснованность претензий на нечто сверх обычного. Именно волхв (маг) ближе всего подходит к Непознанному. Навь – это практика получения Силы через разрушение, поиск Силы в себе. Один сам пригвождает себя к Мировому древу, ради Знания, Шива-Махаиогина сам погружает себя в тысячелетнюю медитацию… Навь – это стихия Черного бога, властителя магии, у славян его зовут Велесом.

Правь – это Синтезис, то, что между Навью и Явью. Это третья фундаментальная Сила, задача которой – сделать мир правильным. Это закон космоса и бога-творца, обязательный для него самого, для людей и для всего Сущего. Правь не соотносится ни с одним из миров, она стоит над ними. Правь – тот идеал, к которому можно вечно стремиться, никогда его не достигнув. Правь дает силу идти на смерть ради чести и правды. Следование Прави поднимает человека до уровня Бога, дает ему ощущение спокойной силы и уверенности. Однако необдуманное следование Прави с отсутствием в душе Яви и Нави, может привести к смещению мыслей и чувств, и в результате может появиться фанатик, отошедший от Прави, но за неё безумно сражающийся. Олицетворением Прави у славян являются Стрибог, Сварог, Перун. Языческие Боги Язычники, почитая Первого из Богов (Рода), признают Богами и его многочисленные стороны. Эти Боги проявляют себя как Мировые Силы, неизменные сущности, сохраняющие Мироздание в равновесии. Божественные сущности оказывают влияние на сознание человека, внушают мысли, побуждают к действиям, сообщают знание. Это приходит к человеку обычно в результате обрядовой практики, и ощущается как благо или дар. Боги проявляются и как особые явления природы или события, имеющие понятный знаковый смысл, через образы и идеи. Неприятные эмоции, заболевания и конфликты в результате проведенных обрядов тоже надо понимать как проявление Богов – но только противоположное, означающее, что человек что-то неправильно делает или неправильно мыслит.

Богов очень много, и проявлений у них – бесчисленное множество. Любой аспект Мира есть проявление тех или иных Богов или других существ. Порою язычники называли Богами и своих выдающихся предков (скифский Таргитай, греческие Геракл, Диоскуры, Дионис, германские Один, Фрейр, Ньёрд, Фрейя, славянские Сварог и Даждьбог). Помимо доброжелательных к человеку божеств, есть и недоброжелательные Силы. Их проявления могут носить негативный характер. Языческая вера учит, как поступать, чтобы не попадать под влияние таких Сил. В основе славянской веры лежит принцип единства в многообразии. Перун, Велес, Макошь – всё это сути единого Рода, и в этом нет противоречия. Сколько один человек испытывает противоречивых чувств за день? Эмоции пытаются взять верх над разумом, а расчетливый разум – над эмоциями. Родные Боги – это разные лики единого все-Бога Рода. Они – наши вышние Прародители, Старшие в нашем Роду, Предки наших Предков. Они – Силы матери-природы, они же – неотъемлемые составляющие души человека, и наделены разными личностными качествами. Таким образом, Родноверие одновременно включает в себя единобожие (единый все-Бог Род) и многобожие (родные Боги – лики Рода) – без всякого внутреннего противоречия.

Фундаментальными философскими понятиями славянского Язычества являются следующие божественные сущности: Род (бытие) – единое, всерождающее и всенаполняющее начало, всё сущее, все сами существующие субъекты. Белобог и Чернобог – два первейших лика Рода, олицетворяющие собой Явь и Навь, День и Ночь, Свет и Тьму, Созидание и Разрушение, Рождение и Умирание, и т.д. Сварог (закон, мораль) – первый закон, описывающий замысел Рода. Правила движения по путям Макоши. Сварог – бог небес, держатель Прави, прародитель светлых богов-Сварожичей: Даждьбога, чей щит – само Солнце Красное; Перуна-Громовержца, покровителя воинов, оберегающего Явь от нежити Нави; и Агуни Сварожича – Огня Земного. Макошь (причинность) – судьба, возможные пути развития Рода. Перун (сила) – активное воплощение Рода, сила, порождающая любое движение. Велес (знание) – мудрость Рода, энергия созидания и познания. Пассивное начало, фундамент для Перуна. Жива и Мара – Жизнь и Смерть, Вода Живая и Вода Мёртвая.

Деление богов на Светлых и Темных – это исключительно христианская, неверная позиция. Свет и Тьма, которым однозначно соответствуют только Белобог и Чернобог, в различных пропорциях присутствуют в характере всех остальных Богов. Совершенно неверно ассоциировать метафизические понятия Свет/Тьма, Порядок/Хаос с оценочными понятиями Хорошо/Плохо. Во Вселенной не существует абсолютного Добра и Зла. Годовое Коло (солнечный круг, календарь) показывает нам природную последовательность творческих деяний родных Богов во Всемирии.

Те же самые Божественные Силы действуют и внутри нас. Славя родных Богов на протяжении всего круга годовых праздников, мы тем самым «правим», «достраиваем» себя до состояния внутреннего единства. Так, например, с весенним пробуждением Природы связаны Ярило-Весень и Дева-Леля, с летним расцветом – Даждьбог и Лада, с осенней порой урожаев – Велес и Макошь, с зимним омертвением – Кощный Бог и Мара-Морена.

Равноправие с Богами Вместо понятия «верховный бог» в славянском Язычестве есть понятия «первопричина» и «Родители» – это Род-Рожаница. Первородную Мировую Силу наши предки арии именовали Рудра, славяне называли ее – Род, а все, что при Роде – именовали Природой.

Род – не хозяин Вселенной, он сам и есть Вселенная. Всё сущее – из-Родно, Род – это всё вместе, но не что-либо, взятое в отдельности. Род как Сам – выше времени, пространства и всякого становления. Но и время, и пространство, и все движения во Всемирии – берут свой исток в нём одном. Род – это НАРОД, РОДИНА, ПРИРОДА. Всё то, что мы любим, ценим и должны защищать. Боги (Силы) – это наши помощники и соратники. Сварог – отец, Макошь – мать. Сварожичи, Дыевичи, Боги Прави и Слави – это всё уровни Сил в их взаимодействии во Вселенной Рода-Рожаницы.

В разные исторические эпохи у язычников мира правили разные Боги, во главе пантеона вставала та или иная Сила Мира. Нужно было создавать государство, обороняться или нападать – правили Боги войны, нужно было осваивать землю – боги земледелия… У древних германцев «высшим» Богом сперва выступал Тиу (Тюр), потом его сменил Тор, потом, наконец, утвердился Один. У славян правление Сварога сменилось царствием Даждьбога... и т.д.

Любой народ имеет право на почитание своих Богов и Предков. Но ни один из народов не имеет права насаждать свою веру другому. Христиане говорят: «Иисус – сын божий». Мы говорим: КАЖДЫЙ русич-родновер – потомок Богов. Русичи издревле именовались внуками Даждьбога. В «Слове о полку Игореве» они также названы внуками Даждьбожьими. Наука и прогресс Языческий путь познания мира близок к научному.

Язычество базируется на понимании законов природы и психики человека, оно оперирует общими космическими и природными законами, в их единстве и многообразии. Наука работает на грани света и тьмы, познавая новое. Языческие волхвы тоже стоят на границе познанного в своем поиске духовных начал Мироздания. Язычество – открытая к непознанному миру система духовных знаний. Это полное мироощущение, вплоть до мелких переживаний цвета, вкуса и звука. Это целостное миропонимание, материалистичное по сути своей и в то же время несравненно более духовное, чем христианство. Христианство ввело концепцию «недозволенного знания» и давило науки более тысячи лет. Под его чарами ученые относятся к нашему миру как «временщики» на пути в «лучший» мир. Объект поклонения («Бога») они вынесли за пределы «тварного» мира и поместили на гипотетическом «небе». По мере осознания собственной созидательной силы, они вынесли и человека-творца (назвав его «субъектом») за пределы мира (назвав его «объектом»). В этом надменном «мировоззрении» отсутствует почитание мира как материнской среды.

Язычество не исчерпывается ни наукой, ни религией. Язычество подразумевает, что объективная истина существует, и она достижима, но ее невозможно понять лишь с одной-единственной точки зрения. В основе языческого «миропонимания» лежат одновременно страсть к познанию мира, осознание права на познание и осознание ответственности познающего. Языческое познание в первую очередь нацелено на развитие интеллектуального и духовного потенциала конкретного человека. Мир не разделяется на объективный (материю) и субъективный (сознание). Вся материя, все силы мироздания – по-своему разумны, и разум – материален. Душа присутствует во всех явлениях природы. Насколько каждый конкретный человек чувствует эту духовность мира и может ее использовать – зависит от степени его развития. Сегодня шаманы, волхвы и другие «посвящённые» высмеяны и оттеснены христианством и официальной наукой, но они никуда не исчезли, и сохраняют из поколения в поколение Традицию, приумножая накопленное знание. Психоанализ и так называемая «нетрадиционная» медицина берут свои истоки в языческой Традиции: нейро-лингвистический подход (магия), шаманистика (языческие шаманские техники), натуротерапия (исцеление созерцанием природы), этно-терапия (оздоровление через участие в обрядах). Азы современной философии, математики, механики созданы языческой традицией античности. Наука занимается познанием мира. Языческая славянская Традиция — это путь познания мира, который есть Род. Мир находится в постоянном движении, в нем нет места статичным религиозным догмам. Любые догмы могут существовать лишь до того момента, пока они не входят в конфликт с законами мироздания.

Язычество — вера свободных людей. Всякий личный духовный опыт – по-своему интересен и важен, так как проистекает из духовной Свободы человека. Церковность ужимает рамки этой Свободы. В Язычестве человек — самостоятельный инструмент для изучения мира, Язычество развивает самого человека, а не его инструментарий. Критерием полноты жизни язычника является ежедневная духовная практика. За счет следования этой практике возможно достижение человеком уровня Бога. Наука сегодня подошла к такому пределу, когда постоянные открытия стали нормой ее быта. Открываются новые и новые звезды, химические соединения, создаются все более «современные» материалы, достигаются все новые и новые частоты процессоров.…

Но количественный рост никак не может перейти в новое качество, потому что современная наука бездуховна. В науке человек — это придаток приборов. Язычник читает книгу Природы, не выдумывая особого языка, по методу аналогий (знамения, приметы, суеверия); ученый пытается ее прочитать на языке лаборатории. Общение ученого с Природой подобно разговору надзирателя с подследственным, к которому подключают ток, чтобы добиться признаний, а получают крики боли. Для язычника общение с Природой, живыми сущностями и Мировыми Силами — это равный разговор. Жизнь по Родовому Искону (Традиции) способствует здоровому развитию человечества. Вместо экстенсивного механического «прогресса» люди обретают мудрость, учатся разумно и бережно относиться к своей живой планете, чтобы вернуть себя в равновесие с природным миром.