Pussy Riot: нет никакой доблести в том, что тебя поймали
На модерации
Отложенный
Это интервью с участницами Pussy Riot я взял в конце февраля - на следующий день после того, как феминистская панк-группа выступила в Храме Христа-Спасителя.
И, как выяснилось позже, за несколько дней до ареста «предполагаемых участниц феминистской панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной». Эта официальная сухая формулировка из новостных сводок довольно коробит - но будем пользоваться ей, тем более что в данном случае у презумпции невиновности есть два дополнительных аргумента - четырехлетняя девочка Гера и мальчик Филипп. И, пожалуй, ради них стоит повыбеливать анус российского правосудия - напомним, что сейчас Надежду и Марию собираются держать под стражей как минимум до 24 апреля, а наказание по статье, по которой их обвиняют, может достигать 7 лет лишения свободы. А это совсем не прикольно.
Независимо от того, участвовали Толоконникова и Алехина в "панк-молебне", и чем закончится суд, надо сказать, что мне нравятся акции Pussy Riot. Мне вообще кажется, что бунт должен быть "п...тым" во всех смыслах, и что уличный панк-рок гораздо правдивее и тоньше, чем галерейные выставки плакатов. А ещё я уверен, что если загробный мир существует, то в ад я попаду за грехи, гораздо более страшные, чем богохульство - а поэтому за освобождение Толоконниковой и Алехиной стоит бороться с не меньшим рвением, чем за всякие абстрактные штуки.
Так или иначе, на следующий день после "панк-молебна" я встретился с тремя участницами Pussy Riot в одном московском арт-центре, где они репетировали новую акцию. Соблюдая партизанскую конспирацию, во время интервью девушки скрывали лица яркими пасамонтанами: у каждой участницы Pussy Riot есть своя "партийная кличка", но, учитывая обстоятельства, я решил перестраховаться и раскрасить ответы девушек соответственно цветам балаклав, которые на них были надеты. Тем более, что так и по верстке получилось веселее.
VICE: Ваша акция в ХХС вызвала сильную волну негатива. Причём, не только со стороны православных людей и сторонников Путина - среди участников протестных движений оценка «панк-молебна» тоже очень неоднозначная. Вы намеренно добивались негативной реакции?
Нет, мы просто делали то, что хотели делать. Без расчёта на то, чтобы кому-то угодить или, наоборот, не понравиться. Мы просто сделали то, что уже давно запланировали.
В прошлый раз получилось, что мы всем мега-понравились - но мы этого не ожидали. Нам важно донести свою идею, свой месседж, выступить - и всё. Нет такого, что, мол, давайте сначала этим угодим, а потом тем. Мы не планировали троллить кого-то, или что-то в этом духе.
Я так понимаю, что первое видео о концертах на крыше троллейбуса и в метро было вашей "визиткой", акция на Лобном месте была очевидно анти-путинской и вызвала поддержку. А акция в ХСС оказалась такой скандальной по форме, что её смысл отошёл на второй план - вы можете его как-то конкретизировать?
У нас всё написано в нашем посте, я думала, мы объяснили достаточно четко. Нам не нравится связь РПЦ с нынешним государством. Это совершенно порочная связь. Когда Путька встречался с патриархом Кириллом на годовщине интронизации, и патриарх там совершенно откровенно подлизывал - мол, вы трудитесь как раб на галерах, да-да-да, вы все верно говорите, вы даже еще лучше трудитесь, потому что у раба нет такой мотивации как у вас... Патриарх совершенно подло себя ведёт. Почему он должен представлять всех православных людей? Если бы он это делал как обычный чиновник, это бы уже звучало странно - а он делает это в сане! Он говорит это, будучи духовным лицом - причём, как бы главным духовным лицом.
Так всё же - вы готовы к ненависти? К тому, что люди будут не поддерживать Pussy Riot, а ненавидеть вас за подобные акции?
Мы спокойно к этому относимся. Нет, ну а что? Если мы непосредственно с ней имеем дело, то мы уже поставлены перед фактом. Я, честно говоря, пока не чувствую негатива. Может, потому что мы еще фейсбук сегодня не открывали. Вроде все было нормально, я проснулась - все хорошо.
А вы вообще часто думаете о Путине, или об РПЦ? Последние месяцы, с кем ни говоришь, всё сводится к Путину - никому уже не интересны ни котики, ни микрокорги, только Путин. Вы не пробовали просто выключить это кнопку?
Нет. Если это касается тебя, если ты ежедневно сталкиваешься с проблемами этого режима, то ты не выключишь никакую кнопку.
Вообще-то, у нас это всё гораздо раньше началось. Мы из тех представителей оппозиции, которые занимаются этими вопросами очень давно, еще до начала всеобщей истерии. Здесь нет речи о какой-то моде на протесты. Мы уже давно участвуем во всяких митингах.
Акция в ХХС была таким спонтанным выплеском - во-первых, по поводу абсурдного заявления о том, Путин пойдет на третий срок, а во-вторых, по ряду феминистских вопросов. В частности, по поводу закона об абортах. Как это «выключить»? Нужно сделать аборт, а тебе неделю будут промывать мозг: «Нет, посмотри на свой плод, он будет жить, он будет ждать». Как если бы тебе сказали: «Давай тебе вырежем почку?». Тоже самое и с «Давай, ты родишь» - и никого не касается, что это огромный риск для организма.
А как лично вы стали феминистками? Когда вы стали понимать, что ваши права ущемляют?
Да еще со школы начинаешь понимать, что что-то не так. Мальчиков ставят выше - считается, что они умнее, способнее в точных науках - а девочкам остаются какие-то более легкие, гуманитарные знания. И когда девушка идет на какую-то техническую специальность, промышленную, на неё с.
А если женщина начинает заниматься всерьёз гуманитарными вещами, типа философии или литературоведения, ей говорят: «Знаешь, это все потому, что у тебя личная жизнь не сложилась. А когда сложится, то у тебя всё это отпадет сразу, ты будешь заниматься личной жизнью, ходить на свидания».
Еще говорят:«Если женщина умная - ах, как ей трудно будет выйти замуж». Мужчине никогда такого не скажут - а мне это говорили. Естественно, у меня возникает вопрос, как с этим бороться и что с этим делать?
Где проходит связь между идеей феминизма и Путиным?
Путин - это сексистская мразь во главе страны. Он допускает такие высказывания, которые невозможно услышать от других представителей государств. Они просто уже на грани уголовного кодекса. Он напрямую говорил о том, что с женщинами труднее работать, чем с мужчинами. В его положении это просто нельзя говорить. У нас принята Конвенция ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин - в принципе, можно подать заявление в суд на Путина. Он неоднократно высказывался в таком роде, это просто отвратительно.
Это высказывание официального лица отвратительно, но и по делам его тоже можно судить. Он же выстроил все эти сексистские институции, он в ответе за это. Даже если говорить о том же гуманитарном образовании - у нас оно находится в таком заржавелом состоянии. У нас нет ни одной нормальной академии искусств, у нас искусство вообще не развивается, актуальных западных художников не приглашают. Я не знаю, вот чем занимаются наши политики, которые работают в сфере искусства? Организуют год Китая, год Индии..
В принципе всё зависит от государственной власти. Все государственные вузы - завязаны на Путине. Он сейчас пытается все контролировать, как только может - сейчас даже ректора назначаются государственной властью.
За несколько дней до акции в ХХС вы записали ролик, в котором призываете прийти на выборы, проголосовать и понаблюдать. По вашему мнению, сегодня есть какая-то политическая альтернатива Путину?
Для начала мы должны иметь возможность увидеть всю картину целиком. Если у нас энное количество кандидатов не допущено до выборов, то мы не можем видеть даже целостной картины - не то, что выбирать.
К сожалению, в современной политике сейчас нет таких людей, которые несут наши идеи. Есть люди, которые примерно на нашем уровне занимаются феминизмом - например, Феминистская Коалиция. Но это не партия - хотя, если бы такая партия организовывалась, то мы бы с удовольствием поучаствовали в ее создании.
Есть политики, которые нам симпатичны - например, Евгения Чирикова. Такая очень сильная, настырная, смелая женщина. И она занимается не абстрактными, а конкретными вопросами - в частности, экологией. Не как Яшин, который выходит и начинает что-то там говорить, бэ-бэ-бэ-бэ. Чирикова занимается конкретными проблемами, которые могут волновать кого угодно.
При всём том ущемлении, о котором вы говорите, в нашей политической жизни есть заметные женщины - та же Чирикова, или Романова и «Русь сидящая», занимающаяся политзаключенными.
Но, если мы посмотрим на общую картину, то мы увидим, что это всё исключения. А в государственной власти у нас процент женщин меньше, чем в исламских странах - это по официальным подсчетам.
Но эти женщины не позиционируют себя как публичные феминистки. Чем это вызвано?
В России как бы прервана традиция. У нас была традиция феминизма, она была во время революции, до революции, потом еще в течение десятка лет она постепенно затухала, потом ее полностью оборвали. В 90-х годах российский феминизм начался заново - но это был такой, чисто импортный феминизм, он здесь тяжело приживался. Поскольку эта традиция была прервана, то сейчас приходится «изобретать велосипед» - например, читать очень много текстов на английском языке. Сейчас же актуальные феминистские книги по большей части не переведены на русский.
Феминизм - это очень важная культурная вещь. Это такие специфические очки, которые помогут изменить мир в целом. Феминизм и гендерные исследования, наравне с феминистической философией - это всё передовые направления в современной мысли.
Это вопрос образования, это государственный вопрос. Мы занимаемся этим сами по себе, у нас есть время читать эти тексты - а большинству людей, конечно, не до этого.
В России специально проводится такая политика гендерная. Девочкам прививается определенный женский образ, им закачивают в мозги, что они всю жизнь должна делать то-то и то-то, мальчикам - другое. У нас искусственно создается дискриминационная культура.
Вы рассуждаете о феминистской философии, находясь в Москве. А отъехав в Рязань или Воронеж, можно наблюдать совершенно иную картину. Даже по заголовкам местным: избили женщину, отняли ребёнка и так далее.
Это не философия. Мы сталкиваемся с этим каждый раз в жизни. Мужчине при знакомстве протягивают руку, а женщине нет - это ли не унижение? Унижение. Меня это бесит, каждый раз. Когда вы с мужчиной вместе делаете какой-то проект, то походят и спрашивают у этого мужчины, его сразу считают лидером. И это происходит в Москве, постоянно.
Да, есть разница между регионами и Москвой. Но на индивидуальном, таком клеточном уровне это всё есть и здесь. От нас ожидается соответствие классической женской роли. Родители говорят: «Вы должны рожать детей. Почему вы не рожаете детей? Почему у тебя нет парня? Почему ты не встречаешься с парнем? Ты что, лесбиянка?» Вот это гендерное давление - оно очень сильное, даже в семьях коренных москвичей.
Мне кажется, что условные воронежские женщины, сталкивающиеся с насилием в семье, могут быть морально готовы к тому, чтобы вдохновиться идеями феминизма. Но едва ли им будет что-то понятно из ролика, снятого в ХСС.
Это опять-таки проблема нашего образования, проблема политики нашего государства. Оно делает все, чтобы подавить интеллектуальные возможности человека. Оно всё делает так, что человек должен просто выживать - особенно в регионах. Но это не значит, что мы неправильно подобрали форму, что мы не доходим до этих людей.
А вообще интересно - а какое искусство, по вашему мнению, доходит до Воронежской области?!
Я вот не уверена, что в регионах наши работы не понимают. В Сибири, в Томске люди вышли на демонстрацию с нашими портретами. Мы общались с парнем из Красноярска, он тоже все прекрасно понимает. То, что в регионах ничего не понимают, а в Москве рай и прогресс - это миф. Там точно так же человек может включить интернет, и, если у него есть время, всё почитать. А наши фишечки могут подтолкнуть к изучению таких вещей.
Во время ваших акций вы играете живьём?
Да, живьем. Но в видео мы вставляем записанный трек. Во время концерта нас дергают за ноги, за руки, убирают микрофоны, появляются огрехи - это же не настоящий концерт, где тебе дают площадку, и ты можешь там делать, всё что захочешь. Поэтому мы даём трек, который записан качественно - зачем заставлять людей слушать какую-то чушь?
Непосредственно во время акции в ХСС было жёстко?
Ну, нормально. Мы отыграли песню. Конечно, были возмущенные люди - но там не очень-то многолюдно. Там был один охранник, в какой-то момент он отошел - а когда мы уже забрались, разложили инструменты, прибежала толпа охранников, говорят: «давайте идите отсюда» Мы говорим: «да, сейчас мы закончим, подождите» - ну и играли. А потом просто ушли.
Ну, инструменты пытались тянуть, комбики выключить. Но нас никто не задерживал - у них была задача просто выгнать нас оттуда. Мы отыграли и ушли.
Вы готовы к тому, что вас будут преследовать за ваши акции? Питерская "Война", например, сейчас живёт не в лучших условиях.
Да мы тоже не в лучших условиях живем. Это проблема каждого человека, где он живет. Ну, мы вообще-то думаем головой, поэтому носим маски. Они пропалились, когда пошли переворачивать машины без масок. Мы все делаем в масках. Поэтому не боимся.
Вообще, мне не нравится, что журналисты включаются, только когда кого-то уже хватают и сажают в тюрьму. Когда нас задерживают, то мы предпочитаем в этом не признаваться - у нас было такое много раз, в наших предыдущих турах.
Мы такие случаи скрываем, не говорим о них - конечно, если кто-то раньше не сказал, что нас задержали, тогда уже тяжело это скрыть. Если тебя поймали - в этом нет никакой доблести. Скорее, это провал - значит, нужно было лучше просчитывать отход.
Но если вас задерживают, то за какие-то административные нарушения, без уголовщины?
Да. Ну, вот за акцию на Лобном месте - ничего нам не было. Никакой штраф мы не оплачивали.
А какой реакции на ролики вы ждёте?
Мне нравятся те реакции, которые удивляют, которых не ждешь - когда кто-то может для тебя открыть что-то новое. Как Кураев, например.
Я видела, кто-то говорил, мол, зачем их наказывать, у них с головой не все в порядке, их боженька уже наказал. Это очень хорошая реакция, по-моему. Ну, гораздо лучше, чем «пойдемте костер собирать». Такая православная толерантность.
Нам нравится, когда люди думают - и реагируют не на уровне комментов, типа, «ах, б...ди» или «ах, как прикольно», а когда начинают анализировать. Это, к сожалению, делается очень редко - появляются или репортажи, или комментики. Хотя любое движение, в том числе и нас, можно разобрать с точки зрения влияний и с точки зрения того, как оно может повлиять на культурную ситуацию. Таких вот аналитических текстов не хватает - не важно, положительных или отрицательных, но критических.
А вообще, реакции очень разные бывают. В твиттер нам вот прислали фотографию с людьми, которые вышли на митинг с цитатой из нашей песни на плакате. Из Америки написал человек, которому на день рождения подарили набор: книги Симона де Бовуар, Юлии Кристевой и фотографию Pussy Riot на Красной площади, в рамочке. Написал, что это самый ценный подарок на день рождения.
А мужчины как-то задействованы в акциях Pussy Riot?
Технически, да - документаторами, координаторами выступают мужчины. Они снимают, монтируют ролики. Но, честно говоря, все меньше нравится связываться с мужчинами - как выясняется, они более пугливые, чем женщины. У нас была такая проблема на последнем выступлении - нам нужно было найти человека, чтобы он одну х...ню подержал, и мы во всей Москве не могли найти такого мужчину. В итоге мы одного нашли - и он так всё плохо сделал, что лучше бы вообще ничего не делал. Чуть не испортил всё выступление.
Но если бы мы привлекали девушку, то было бы неуважительно по отношению к ней приглашать ее подержать х...ню, а не выступать. Поэтому нам пришлось обращаться к мужчине. Но, видимо, нам теперь придется технические роли тоже перераспределять на женщин.
Вы долго готовили акцию в ХСС?
Мы месяц готовились. Придумали текст, записали песню. Мы много раз туда ходили, с разными вещами пытались зайти. Например, выяснили, что нельзя пронести с собой гитару в кобуре. Поэтому нам пришлось засовывать её в туристический рюкзак и притвориться иностранками.
Ходили, смотрели - какое там освещение, какая охрана. А в день акции уже зашли группами по четыре человека, в платках - а потом уже шапки надели.
У вас есть какие-то претензии к православию - безотносительно путинизма?
Нам бы хотелось, чтобы христианство модернизировалось - в том числе и по отношению к женщинам. Меня, например, бесит, что женщина не может быть священником, что она не может исполнять некоторые таинства. Понятно, что это традиция - но тем не менее. Мы же живем в современном обществе, и за XX век католическая религия сильно поменялась - а православие, которое как бы замалчивалось в советское время, в 90-х вернулось в таком же виде, в каком было при царе. Хотя на самом деле, основы православия - это вполне дискуссионный вопрос, его надо обсуждать. Официальная власть сейчас преподносит религию очень кондово, оторвано от действительности.
К тому же, пропагандируется нетолерантность. Не только к сексуальным меньшинствам, к любым нарушениям - если женщина заходит в храм без платка, то ее могут чуть ли не побить. В Америке же сейчас появился даже прогрессивный ислам - там сексуальные меньшинства признаются на равных. А уж если мусульмане этого добились, то в православии это тем более возможно.
Политическая борьба в России идёт в каком-то зарифмованном режиме: митинги за Путина, митинги против Путина, автопробеги за Путина, автопробеги против Путина. А ещё были девочки за Путина и девочки за Медведева - а какой-то женской оппозиции до Pussy Riot не появлялось.
Что касается этих тёлочек, то мы мало общего имеем с ними - хотя бы потому, что мы закрываем лица и пытаемся выглядеть максимально несексуально. Они играют на женской сексуальности, а мы пытаемся деконструировать этот образ и ведем себя непривлекательно. Мы делаем такие движения, что все говорят, что мы у..бищные жирные дуры. Но, если и есть какие-то моменты зеркальности, то это же шикарно - ведь культура так и строится, цитатами и зеркалами. Но вообще, конечно, мы про них не думали. А чего о них думать-то? Они сделали один ролик и больше себя никак не проявили.
Нас гораздо больше волнует наше феминистское сообщество - мы стараемся с ними общаться, сотрудничать, но пока как-то не очень получается. Вроде бы, у нас общие цели, мы одного хотим - но они пока отказываются понимать те формы, в которых мы работаем. Они считают, что следует просто выйти и рассказать о своем опыте. А наши акции, по их мнению, слишком агрессивные - некоторые вообще считают это всё профанацией. Впрочем, так думают не все российские феминистки, а только часть - многие нас поддерживают.
А международное феминистское общество вообще шикарно реагирует - особенно представители движения Riot Grrrl. Нам написала барабанщица Bikini Kill Тоби Тоби Вэйл, группа Le Tigre, они предлагают какие-то перекрёстные интервью брать, ну и вообще поддержки довольно много. И понимания тоже - вот, многие говорят, что мы делаем какие-то непонятные вещи, а на самом деле, если покопаться в истории, то всё становится более чем понятно.
Итак, перед нами интервью, взятое «по горячим следам» - буквально на следующий день после акции в ХХС. Негативная реакция оскорбленной части общества еще не получена, девушки довольно откровенно рассказывают о целях своего движения, как конкретной акции.
Встреча происходит в одном московском арт-центре, где они репетировали новую акцию. Вот так, с пылу, с жару, уже за новую акцию, буквально на следующий день. Можно сделать вывод о том, что какого-либо наказания явно не ожидали - вполне логично, если учесть, что прежнее административное наказание они просто проигнорировали: «...вот за акцию на Лобном месте - ничего нам не было. Никакой штраф мы не оплачивали». Это к разговору о том, что «панк-молебен» в ХХС на «уголовку» не тянет. Не останавливает их административное наказание, господа хорошие. И акция в ХХС - не первая в православном храме. Как же воздействовать на нарушительниц? На поруки брать? Хорошо бы еще выяснить, что это за «арт-центр» в Москве, кто собственник/арендатор.
Девушки скрывают лица, всячески конспирируются: тут и партийные клички, и характерный жаргон («провал», «отход»). «...мы вообще-то думаем головой, поэтому носим маски» - расчет на безнаказанность. «Когда нас задерживают, то мы предпочитаем в этом не признаваться». Можно лепить из них бросившихся на ГБ-шную амбразуру героинь, но сами они таковыми стать явно не собирались. Готовились скрытно, действовали исподтишка, отвечать сурово не желали. Неудачный исход, сами определили как «нет ни какой доблести», «провал», «нужно было лучше просчитывать отход».
Подробности подготовки звучат несколько цинично - месяц готовились, чтобы оскорбить фактически беззащитных людей, даже не попытавшихся их задержать, а только пресечь акцию и выдворить с территории храма. «Мы много раз туда ходили, с разными вещами пытались зайти. Например, выяснили, что нельзя пронести с собой гитару в кобуре. Поэтому нам пришлось засовывать её в туристический рюкзак и притвориться иностранками... А в день акции уже зашли группами по четыре человека, в платках - а потом уже шапки надели». Это для них нормально, в порядке вещей.
Открыто ненавидят Путина, если открытость применима к людям в масках, что у части общества не может не вызывать симпатии - оппозиция! Но причины ненависти, если разобраться, «далеки от народа»: ни слова о нищете, вымирании населения, коррупции, олигархах, чиновниках, друзьях, сырьевой покорности западу и востоку: Путин феминисткам предельно не симпатичен благодаря своему образу мачо. Остальное второстепенно. Ну и еще им не нравится связь государства в РПЦ.
РПЦ... Вот тут «Остапа понесло»: «Нам не нравится связь РПЦ с нынешним государством. Это совершенно порочная связь». Далее следуют личные претензии к Предстоятелю: «Патриарх совершенно подло себя ведёт. Почему он должен представлять всех православных людей?». Не останавливаясь на принципе единоначалия в РПЦ, пойдем дальше. На вопрос: «Так всё же - вы готовы к ненависти?» следует ответ: «Мы спокойно к этому относимся». Т.е провоцирование, разжигание ненависти со стороны оскорбленных ими верующих девушек не коробит. А ведь это уже уголовное преступление.
Чем же так плоха РПЦ: «Акция в ХХС была таким спонтанным выплеском... по ряду феминистских вопросов. В частности, по поводу закона об абортах. Нужно сделать аборт, а тебе неделю будут промывать мозг: «Нет, посмотри на свой плод, он будет жить, он будет ждать». Тоже самое и с «Давай, ты родишь» - и никого не касается, что это огромный риск для организма». А вот и первое объяснение акции. Интересна формула: «надо сделать аборт» - все равно, что по нужде сходить. Насчет «огромного риска» для женщины в связи с естественными родами - тоже хорошо сказано. Т.е. для феминисток аборт - это не риск, а вот роды - это риск. Очевидно, что их мало волнует не только соблюдение права зачатого ребенка на жизнь, но и сохранение женщиной репродуктивной функции, часто утрачиваемой именно после аборта, а не родов. Но это уже к вопросу о проекте «Феминистки» в контексте усилий глобальных «элит» по сокращению народонаселения на планете. Правда сама Толоконникова почему-то предпочла все же «рискнуть», родив.
Далее изливается боль и страдания молодой феминистки, начиная со школьной скамьи: «мальчиков ставят выше», «смотрят как на выродка». Это все понятно и малоинтересно: набор пропагандистских штампов, наложенный на благодатную почву личных комплексов - так, собственно, и становятся феминистками, как и прочими «меньшиствами».
И суровый итог: «Путин - это сексистская мразь во главе страны». Вот! Главная причина ненависти к Путину - он сексист. Остальное - как дань протесту. Т.е., если на западе наших феминисток защищают именно как феминисток и представительных сексуальных меньшинств, попутно пиная Путина, то в стране провокаторши довольно удачно оседлали волну политического и народного протеста, обратив ее в свою защиту, да еще и направив против РПЦ! Момент и ракурс выбран удачно, ни чего не скажешь. Хотелось бы знать кем.
Про традицию феминизма в России, которая оказалась прервана, читать больно. До и сразу после 1917-го была, а потом прервалась. Не удалось комсомольцам обобществить комсомолок - возобладали сексисткие частнособственнические устремления мужской части. Плохо, стало быть мы «воспитываем нашу молодежь». Поэтому, уже в наши дни, приходится много читать те самые «актуальные феминистские книги», которые еще не переведены на русский. А вообще, чтоб мы знали, «Феминизм - это очень важная культурная вещь. Это такие специфические очки, которые помогут изменить мир в целом». И даже: «Это вопрос образования, это государственный вопрос». Поняли? Религиозное воспитание - тут церковь отделена от государства. Но феминизм - дело другое. Поскольку сегодня «девочкам прививается определенный женский образ, им закачивают в мозги, что они всю жизнь должны делать то-то и то-то, мальчикам - другое», а это очень плохо. Девочки, соответственно, должны делать то же самое, что и мальчики и этим следует заняться государству. «От нас ожидается соответствие классической женской роли. Родители говорят: «Вы должны рожать детей. Почему вы не рожаете детей? Почему у тебя нет парня? Почему ты не встречаешься с парнем? Ты что, лесбиянка?» Вот это гендерное давление - оно очень сильное, даже в семьях коренных москвичей». Вот-вот. Семьи коренных москвичей - ими тоже, видимо, должно заняться государство. А то еще, чего доброго, детей нарожают, следуя «классической женской роли».
Про мужчин. Мужики нынче не те - это тоже понятно. Интереснее другое: «...если бы мы привлекали девушку, то было бы неуважительно по отношению к ней приглашать ее подержать ...ню, а не выступать. Поэтому нам пришлось обращаться к мужчине». В общем-то, характерное для феминисток понимание равноправия.
Жаль только, что сообщество «классических» феминисток наших активисток воспринимает с настороженностью: «...они пока отказываются понимать те формы, в которых мы работаем. Они считают, что следует просто выйти и рассказать о своем опыте. А наши акции, по их мнению, слишком агрессивные».
Вот такие вот они, Pussy Riot, до того, как официальная и не очень пропаганда взялась лепить из них «мучениц православной инквизиции».
Про панк, к слову, в интервью из уст членов группы не прозвучало ни слова...
Вы по-прежнему готовы их защищать?
Комментарии
Нам бы хотелось, чтобы христианство мoдернизировалось – в том числе и по отношению к женщинам.
Меня, например, бесит, что женщина не может быть священником, что она не может исполнять некоторые таинства. Понятно, что это традиция – но тем не менее. Мы же живем в современном обществе, и за XX век католическая религия сильно поменялась – а православие, которое как бы замалчивалось в советское время, в 90-х вернулось в таком же виде, в каком было при царе. Хотя на самом деле, основы православия – это вполне дискуссионный вопрос, его надо обсуждать. Официальная власть сейчас преподносит религию очень кондово, оторвано от действительности.
К тому же, пропагандируется нетолерантность. Не только к сексуальным меньшинствам, к любым нарушениям – если женщина заходит в храм без платка, то ее могут чуть ли не побить. В Америке же сейчас появился даже прогрессивный ислам – там сексуальные меньшинства признаются на равных. А уж если мусульмане этого добились, то в православии это тем более возможно.