Информационный вброс и поиск аналогий

На модерации Отложенный

Вы верите мнению, что информационная кампания против российского патриарха была спланирована и успешно проведена американским Госдепом? У вас теперь появилась возможность точно доказать или опровергнуть это утверждение: команда исследователей из Швейцарского федерального технологического института в Лозанне (EPFL) объявила об успешной разработке некоего алгоритма, который позволяет добираться до источников эпидемии любого рода, включая информационные.

Поиск аналогий - мощнейший инструмент математиков, когда они применяют свои формулы к явлениям вещного мира. В данном случае исследовательская группа из Лаборатории аудиовизуальных коммуникаций под руководством Педро Пинто обнаружила, что такие разнородные явления, как информационные вбросы в социальных сетях, эпидемии заразных заболеваний и террористическая деятельность, протекают по одинаковым механизмам. Разработанный учеными алгоритм под названием Sparse Interference Algorithm (алгоритм разрежённой интерференции), опубликованный в Physical Review Letters, позволяет практически со стопроцентной надежностью в каждом из этих случаев установить источник информации (или эпидемии) или террористический центр.

Причем случай информационного вброса как раз самый простой для анализа, хотя по виду и самый запутанный: задача установить, кто из тысяч френдов был первоисточником информации, только с виду кажется неподъемной. Информационные - в том числе социальные - сети обладают одним бесценным качеством: каждое сообщение в них точно привязано ко времени.

Распутать очередность появления этих сообщений, построить, как выражаются авторы, «траекторию распространения информации» и установить, откуда она появилась, можно путем анализа, начинающегося всего с 15-20 участников сети. Естественно, такие же методы можно применить для поиска источников спам-рассылок, компьютерных вирусов и других вредоносных программ.

Исследователи также протестировали разработанный ими алгоритм на случай эпидемии холеры в Южной Африке в 2000 году. Выявленные очаги совпали с теми, которые ранее были определены эпидемиологами, использовавшими более сложные, медленные и затратные стандартные методики. А применение его к данным о телефонных переговорах, полученным в ходе расследования атак 11 сентября 2001 года, позволило выявить «имена потенциальных подозреваемых в совершении теракта, один из которых был его организатором. «Наши результаты совпали с данными официального расследования», - сообщают ученые.

Но самое интересное применение этого алгоритма все-таки в социально-информационной сфере. Выявление лидеров стихийных по видимости явлений даст спецслужбам уникальный инструмент для определения истинных «возмутителей спокойствия». Лишь бы применялся этот инструмент по назначению: для поисков настоящих террористов, а не козлов отпущения там, где властям угодно видеть вину всех окружающих, кроме самих себя.