Страшные сказки 3D-изображений
На модерации
Отложенный
Недавно бушующие волны прогресса принесли нам новую диковинку - 3D. А с ней и новые болезни!
И искушенные зрители, как дети на морском берегу, принялись изучать, словно удивительные ракушки и золотистые камешки, новинки науки и техники – телевизоры, мониторы и сотовые телефоны с 3D-экраном… «Сокровища» играли и переливались светом, рассыпая искры. Казалось, их приобретение будет равносильно исполнению давней мечты человечества о том, что подняв перламутровую раковину из морской пены, каждый может унести с собой волшебную частичку моря. Чтобы потом, вновь и вновь слушая шум прибоя, почти ощущать рядом с собой плеск волн.
Но даже в сказках не все бывает так просто, а в жизни тем более – прикасаясь к «волшебству», не нужно забывать, что оно может принести вполне заурядные проблемы со здоровьем.
Фильм «Аватар» явился альфой и омегой пришествия нового 3D-кинематографа. Знаменитый режиссер Джеймс Кемерон создал фильм, полностью построенный на сразу трех нереальных измерениях – нереальный мир, нереальные персонажи и нереальный 3D-объем. Эти «три кита», искусно и искусственно соединенные вместе, дали неожиданный результат – некоторые зрители после трехчасового просмотра, стали жаловаться на головные боли, головокружение, тошноту, чувство дезориентации в пространстве и общую разбитость. Их состояние было очень похоже на укачивание во время путешествия на корабле – это было киберукачивание.
Три измерения опасности
Сейчас известно три наиболее распространенных способа создания объемного изображения – анаглифический, самый простейший в реализации, но и самый примитивный, подходящий в полной мере лишь для черно-белых изображений, а также затворный и поляризационный. Последние два метода используются и в кинотеатрах, и в 3D телевизорах. Для просмотра таких изображений требуются особые очки (для анаглифического метода используются самые простейшие, состоящие всего лишь из двух линз голубого и красного цвета).
Затворный и поляризационный методы различаются способом постройки объемного изображения. Затворный заключается в попеременной демонстрации на экране изображений, предназначенных для левого и правого глаза, и также поочерёдном затемнении стёкол очков, так что каждый глаз поочерёдно видит предназначенное только ему изображение. Смена «левого» и «правого» изображения на экране и затемнение соответствующих стёкол жёстко синхронизированы и осуществляются с очень высокой частотой, так что за счёт эффекта инерции зрения у человека создаётся иллюзия, что он видит цельное трёхмерное изображение.
Недостатки затворного метода состоят в снижении яркости изображения, эффекте двоения очень быстро движущихся объектов, и в повышенной утомляемости глаз – из-за мерцания. Зато он дает отличную четкость объектов и прекрасную цветопередачу.
При поляризационном методе, в отличие от затворного, на экране происходит одновременная демонстрация изображений, предназначенных для левого и правого глаза, а стереоэффект создается за счет поляризации, т. е. разделении световых потоков для каждого из изображений. Один световой поток с экрана как бы повернут относительно другого на 90 градусов. Когда зритель надевает очки с поляризационными фильтрами, каждый его глаз с помощью таких фильтров, видит лишь тот световой поток, который ему предназначен.
Недостаток поляризационного метода сначала заключался в том, что для сохранения стереоэффекта зритель должен был сидеть строго прямо и по центру экрана. Кроме того, при таком методе получения 3D наблюдалась некоторая размытость краев изображения и мелких деталей. На данный момент, после изобретения современного метода круговой поляризации, эффект ограничения угла обзора удалось решить, но кадры при таком построении изображения транслируются для каждого глаза попеременно, создавая такой же негативный эффект мерцания, как и при затворном методе.
Объем сказочный – проблемы реальные
И снег, и ветер, и звезд ночной полет – кажется все в 3D-картинке доведено до совершенства, стоит надеть очки и плоскость экрана во мгновение ока проваливается в даль, объем становится фантастическим, предметы и фигуры на переднем плане окружают тебя, мозг охватывает ощущение, что ты сейчас единственный реальный человек, среди окружающих «призраков».
Они поют песни, перекликаются между собой, плачут, смеются или танцуют… Неудивительно, что долго пробыв среди этих «существ», рано или поздно человек начинает чувствовать себя не в своей тарелке.
Проблемы, возникающие с организмом во время просмотра, имеют и вполне реальную причину. Во-первых, наш мозг оказывается перегружен нереальным, даже иногда чрезмерным объемом объектов. Такой объем придается для создания пресловутого эффекта присутствия – необходимо, чтобы изображение занимало все наше зрительное пространство.
Мы и так видим все близкие объекты на экране не в натуральную величину, а увеличенными. Передний план в стереокино оптически расположен уже как бы перед экраном, от этого размеры объектов еще более возрастают, а неестественная объемность и их близкое расположение, заставляет наш взгляд сходится на изображении все больше и больше, в конце концов доводя глаза до того, что они начинают «вылезать из орбит». Самые близкие объекты начинают терять четкость – глаза просто уже не в состоянии сфокусироваться на таких огромных близких предметах.
Если же, по замыслу режиссера, в данный момент времени фокус зрения должен быть направлен на средний план всей картины, то передний план становится размазанным, а желание увидеть его резким оказывается невозможным. К тому же, когда 3D объект приближается на нас во время просмотра, наши глазные яблоки меняют угол зрения, а угол зрения линзы в 3D-очках не меняется, а остается прежним. Это и является основными причинами пресловутого киберукачивания.
Но и это еще не все! При использовании затворного метода получения объемного изображения (во многих телевизорах, кинотеатрах оснащенных технологией XPanD, в компьютерах – в технологии для видеокарт NVidia 3D Vision), и некоторых разновидностей поляризационного метода (технологии RealD Cinema и MasterImage), наши глаза испытывают дополнительную нагрузку из-за того, что кадры для каждого из глаз чередуются с высокой частотой, доходящей иногда до 400 кадров в секунду. Головной мозг при этом тоже испытывает огромную нагрузку, анализируя множество объектов, информация о которых от левого и правого глаза поступает к нему отдельно, и сменяющихся с большой скоростью. Мозгу непривычно получать изображение от глазных нервов таким образом, это приводит к его переутомлению. Особенно ярко это ощущают люди, страдающие какими либо офтальмологическими проблемами.
Что делать
Как же снизить отрицательное влияния 3D-изображений на здоровье? Во-первых, не садиться слишком близко – чем ближе человек находится перед экраном, тем больше вероятность их появления. Это особенно актуально при просмотре 3D с телевизора или монитора.
Также нужно помнить, что у людей, страдающих гипертонией, негативный эффект от просмотра может приводить к повышению артериального давления. Также в группе риска люди с нарушением кровоснабжения головного мозга. У людей больных эпилепсией долгий просмотр 3D-фильма может вызвать очередной приступ.
По рекомендациям офтальмологов, детям до 8 лет вообще нельзя регулярно использовать 3D-очки, поскольку их глазные нервы еще находятся в стадии развития.
Производители и прокатчики 3D, в свою очередь утверждают, что для абсолютно здорового человека, не страдающего проблемами со зрением или сосудами, путешествие в искусственный мир стереокино не может окончиться ничем плохим. Поспорить трудно, но много ли найдется абсолютно здоровых людей даже на небольшой площади зрительного зала кинотеатра?
Тем же, кто не входит в группу пышущих здоровьем, но кому все равно хочется увидеть рукотворное чудо под названием 3D, следует перед походом в кино быть готовым к любым неожиданностям. Они могут включать в себя не только обитателей «потустороннего» мира – возможно, ваше путешествие будет долгим и увлекательным, а быть может, вы почувствуете себя не лучшим образом, и оно закончится через пару минут. И вы будете искренне рады, что отделались лишь легким головокружением!
Комментарии