Сирия: что белое, а что чёрное?

На модерации Отложенный

Бывший руководитель сирийского кабинета министров Рияд Хиджаб проявил настоящие чудеса дипломатической изворотливости, сумев полулегально – воспользовавшись своим служебным положением – пересечь границу Иордании и попросить там политического убежища. Около тринадцати теперь уже бывших высокопоставленных офицеров армии САР официально заявили об уходе в оппозицию, оказавшись на территории соседней Турции. Представитель администрации президента США Джей Карни, выступая на пресс-конференции в Вашингтоне, сказал буквально следующее: «Дни Башара Асада сочтены». Подобные новостные сводки, активно распространяемые по каналам западных СМИ, в очередной раз доказывают расхожую теорему выдающегося французского писателя Альбера Камю, заявившего однажды, что «человеческой глупости предела нет».

ТАК ЛИЦЕМЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ

Очень уж нравится Джею Карни примерять на себя униформу властителя судеб. Именно этот человек, пребывая в уютном кабинете при Белом Доме американского президента, или, на худой конец, в конференц-зале Пентагона, дает «советы космического масштаба».  На днях американский чиновник произнес фразу, за которую в интеллигентном обществе ее автора попросту делают изгоем. «Лучше этому человеку испариться (речь идет о президенте Сирии Башаре Асаде, - Авт.) – В противном случае мы сами превратим его в пар». И прибавил нелицеприятную фразу о том, что, дескать, определенным образом «в пар» уже превратились Саддам Хусейн и Муаммар Каддафи.

Но ведь сам Карни, который показал себя не в самом презентабельном профессиональном свете, в тот момент прекрасно знал, что передовые отряды сирийской армии уже освободили от мятежников в окрестности Дамаска и направились во второй по величине город страны – Халеб, до сих пор именующий по старой христианской традиции Алеппо. Автор этих строк, который в отличие от пресловутого «властителя судеб», жил и работал в Халебе, в свое время наблюдал, как искренние и гостеприимные для тех, кто пришел туда «с миром», горожане изгоняли лиц, замеченных в бандитизме и воровстве. Как оказалось, сегодняшние «бандиты и воры» в классификации администрации США и ЕС в целом, и Джея Карни в частности, являются «борцами с режимом Асада».

Возможно, в команде боевиков, гордо именующих себя «Сирийской освободительной армией», действительно есть идеалисты, пострадавшие от государственной системы, но так уж получилось, что их можно пересчитать по пальцам одной руки. После захвата города теми же «повстанцами» мегаполис поистине превратился в провинцию – из тысячи зданий в центре были, по самым скромным подсчетам, разрушены более девятисот; исход беженцев приобрел массовый характер: сейчас никто с точностью не может сказать, сколько коренного населения осталось в городской черте.

При этом Соединенные Штаты не только не реагируют на факты насилия в отношении женщин и детей со стороны представителей разрозненных бандформирований, но и на законодательном уровне намереваются оказать мятежникам «посильную материальную помощь». «Так лицемерить нельзя», - сказала диктор сирийского государственного телевидения сразу после того, как в студии прогремел взрыв бомбы смертника. Кстати, в момент теракта дамасские телевизионщики транслировали речь одного из американских конгрессменов, призывавшего «покончить с Башаром Асадом».

Тогда обошлось без жертв, но не нужно быть именитым «прорицателем», дабы предположить, что «освободители» принесут стране еще очень и очень много горя.

БЕГЛЕЦ ПО ПРИЗВАНИЮ

Факт бегства из Дамаска экс-премьера Сирии Рияда Хиджаба в прессе, в том числе и электронной, не обсуждал разве что ленивый. Некий политик, который еще несколько месяцев назад присягал соблюдать законность и порядок в стране, внезапно оказался в Иордании с дипломатическим паспортом. На первый взгляд, это может показаться странным, поскольку в Сирии глава Кабинета министров дипломатом не является, и соответствующими документами, открывающим ему «зеленый коридор» в соседние страны, он не обладает.

Но вот ведь в чем дело – незадолго до описываемых событий чиновника лишили занимаемой должности. Поговаривают, что причиной отставки стала его попытка получить крупную взятку от одного из полевых командиров, которые с начала 2011 года пытаются реализовать в Сирийской Арабской Республике вариант «Арабской весны» «разлива» Египта и Ливии. Только по счастливой для него случайности Хиджаб избежал предусмотренной в САР за такое преступление смертной казни. Дело ограничилось отставкой. Однако теперь действующему сирийскому правительству наверняка придется решать сразу две проблемы: кого избрать предводителем министров и как поступить с системой документации, позволившей человеку, так или иначе замешанному в подлоге документов, просить у власти Иордании – страны, где так же, как и в Сирии, наказываются ложь и предательство, политического убежища.

«Хиджаба можно назвать «беглецом по призванию», - сказал «ГолосUA» сирийский журналист и историк Амир Аюб. – Своим поступком этот человек показал, что сделал какой-то парадоксально осознанный выбор в пользу неизвестности. О падении действующей власти Сирии не может быть и речи, а вот что будет с ним, если он в очередной раз попытается покинуть территорию Иордании, уже никто сказать не может.

ИСХОДА НЕТ – ЕСТЬ ВЫХОД

В настоящее время трудно сказать, сколько именно времени займет процесс вытравливания боевиков незаконных вооруженных формирований с улиц сирийских городов. Может, неделю, а, может – и целый год. Западная пропаганда регулярно сообщает об увеличивающемся числе беженцев, покидающих Сирию в связи с обострившимся конфликтом. По данным ООН, за последние полтора года Сирийскую Арабскую Республику покинули более 230 тысяч человек. Большинство беженцев нашли приют в Турции и Ливане. Однако эту статистику можно подвергнуть сомнению: из страны действительно эвакуировался ряд граждан Украины, России, Азербайджана, Франции, Греции и других государств, однако, официального статуса «пострадавших» у них нет.

«Никакого исхода народов из Сирии не будет, - отмечает координатор украинской диаспоры в странах арабского мира Марина Лесовец-Хабиб. – Речь идет исключительно о том времени, когда многонациональное сообщество выезжает из своих домов, дабы дать армии государства возможность восстановить конституционный порядок. И это – выход из создавшейся ситуации. Тем, кому такая схема не по душе, пусть поищут предел собственной глупости»…

…И с этим утверждением сложно поспорить.